Жемчужина 60-х, одна из первых композиций, построенных на пауэр-аккордах и, в то же время, – это незабываемая презентация эффекта дисторшн. В августе 1964 года после выхода сингла с этой песней состоялась самая настоящая революция. Никогда до того в рок-музыке не звучало такого сочетания хуков и необузданной агрессии. Речь пойдёт о «You Really Got Me» – самом большом хите британской группы The Kinks, их визитной карточке. Какое отношение к этому имеет знаменитый гитарист Джимми Пейдж, записывалась ли песня при его непосредственном участии? Прямо – одна из загадок на все времена.
Эта история будоражит умы публики на протяжении более полувека, порождая не одну конспирологическую теорию. Свои аргументы имеются у представителей противоположных точек зрения. И вот недавно высказался легендарный рок-продюсер Эдди Крамер, присутствовавший на той самой сессии звукозаписи.
Но прежде об истории вопроса. Летом 1964 года The Kinks были абсолютными новичками. Группу вместе с басистом Питом Куэйфом основал годом ранее младший из братьев Дэвисов – Дэйв. Вскоре к ним добавился его старший брат Рэй, который стал самым известным участником и фактическим лидером коллектива. Квартет сформировался окончательно, когда к нему присоединился барабанщик Мик Эйвори. The Kinks только-только подписали контракт с лейблом «Pye Records», и на них обратил внимание американский продюсер Шел Тэлми.
Первым синглом группы в феврале 1964-го стала кавер-версия песни Литла Ричарда «Long Tall Sally», которая, не смотря на усилия менеджмента, была почти полностью проигнорирована аудиторией. Когда второй сингл «You Still Want Me» не попал в чарты, осев на складах, компания пригрозила аннулировать контракт, если и третий сингл группы не будет успешным.
К тому времени The Kinks всё ещё были в основном кавер-группой. Это был последний шанс спасти карьеру, и 19-летний на тот момент Рэй Дэвис, студент «Колледжа искусств Хорнси» в Лондоне и почитатель ритм-энд-блюза, засел в середине марта в гостиной дома родителей за фортепиано в надежде что-нибудь придумать. Он был большим поклонником джаз-бэнда Джерри Маллигана, чья музыка звучала в фильме «Jazz on a Summer’s Day». И вот, восседая за пианино, он и придумал эту фигуру, основанную на блюзе из 12 тактов, как бы в духе Маллигана.
«К тому времени, как я сочинил эту композицию, я вообще недавно начал писать песни. Она стала одной из первых пяти, которые я создал. Когда я писал «You Really Got Me», я хотел, чтобы это была блюзовая песня в стиле джаза, как у Ледбелли или Большого Билла Брунзи, потому что в то время мне это нравилось. Но так как я был белым парнем из Северного Лондона, я привнёс в музыку определенные изменения, которые сделали мое творение уникальным».
Младший Дэвис, Дэйв, вспоминал о другом музыкальном влиянии на Рэя:
«Мне и моему брату Рэю нравилась запись Джимми Джюффри под названием «The Train and the River», где было что-то вроде «ба-ба, ба-ба». Находясь под впечатлением от этой песни, Рэй дурачился на фортепьяно в гостиной и сочинил мелодию из двух нот для «You Really Got Me», которую я сыграл на гитаре».
Текст песни «You Really Got Me» (Ты действительно меня завела), был вдохновлён девушкой, которую Рэй Дэвис увидел танцующей в толпе в клубе на Пикадилли, район Лондона, где он как-то играл с группой Дэйва Ханта. Как он рассказывал:
«Я выступал в клубе на Пикадилли, и в зале была молодая девушка, которая мне очень понравилась. У неё были красивые губы. Худая, но не тощая. Немного похожа на Франсуазу Арди. Волосы не длинные, но примерно до плеч. Достаточно длинные, чтобы просунуть в них руки… достаточно длинные, чтобы за них держаться. Когда мы закончили, я отправился на её поиски, но она ушла и больше в клуб не вернулась. Она действительно меня завела. Я написал для нее «You Really Got Me», хотя никогда с ней не встречался».
В свою очередь Дэйв Дэвис трактует эту песню по-своему:
««You Really Got Me» – это такая чистая запись, на самом деле. Это песня о любви для шпаны. Они не станут угощать тебя вином, даже если бы знали, как с тобой поболтать. Они говорят: «Я хочу тебя – иди сюда»».
Тогда же в марте во время фотосессии Рэй Дэвис сыграл раннюю версию «You Really Got Me» на пианино рок-фотографу Аллану Балларду. Она стилистически сильно отличалась от конечного продукта, который мы все знаем, будучи намного легче и несколько ориентированной на джаз. Позже Баллард вспоминал: «Это была довольно маленькая, убогая терраса в викторианском стиле, немного неряшливая, а в коридоре у них стояло пианино. Рэй сел и выпалил: «Дер-дер, дер-дер, Дер-дер!» Он спросил: «Что ты на это скажешь?» В то время это ничего для меня не значило, а в итоге получилось «You Really Got Me»».
По словам менеджера группы Ларри Пейджа, характерный на двух пауэр-аккордах гитарный рифф песни появился во время работы над версией песни The Kingsmen «Louie Louie».
В книге Ника Хастеда «You Really Got Me: The Story of the Kinks» Рэй Дэвис объяснил, что гитарный рифф Дэйва заменил соло саксофона, которое изначально было в песне, причем сам Дэйв утверждает, что этот рифф пришёл к нему «случайно». «Я подумал: «Вот куда мы направляемся». Это дало Рэю основу для написания», – сообщил он. Сравнивая оригинальную мелодию с «григорианским песнопением», Рэй сказал, что изначально думал, что пишет ритм-энд-блюзовую песню. Как он объяснил выбор пауэр-аккордов:
«По сей день, когда я играю аккорд «Соль», я исполняю его таким образом, чтобы он не был ни мажорным, ни минорным. Когда вы поете мелодию, она мажорная, когда вы играете аккорды, она минорная. Это как бисексуальный аккорд. В этом секрет «You Really Got Me»…
Я хотел, чтобы это была мелодия джазового типа, потому что это то, что мне нравилось в то время. Изначально она написана на основе саксофонной партии... В итоге Дэйв сыграл партию саксофона на фуззовой гитаре, и это продвинуло песню на шаг вперед».
Действительно, когда Рэй Дэвис сыграл аккорды песни 17-летнему брату Дэйву, ведущему гитаристу The Kinks, тот решил, что рифф на гитаре будет звучать намного мощнее. Легенда гласит, что Дэйву приснилось, что песня станет хитом.
После того, как The Kinks представили «You Really Got Me» в клубе в Манчестере, уже 18 марта в лондонской студии «Regent Sound» было записано демо, но только 15 июня в «Pye Records», наконец, смягчились и позволили группе записать её в своей новой студии. Это было связано с тем, что The Kinks умудрились подписать права на собственно сочинённые песни издательской компании «Kassner Music», а та ещё не успела передать право на их механическое воспроизведение «Pye Records».
Продюсер Шел Тэлми возгорелся идеей выпустить эту композицию синглом:
«Рэя всегда возмущал тот факт, что я выбирал материал и «наводил порядок на корабле». Он был замечательным автором песен, чрезвычайно плодовитым – он мог уйти и вернуться на следующий день с дюжиной песен, большинство из них очень хорошие, с двумя-тремя самородками. Итак, после первых фиаско он специально написал «You Really Got Me». Он подумал, что это лучшее, что он мог сделать с точки зрения песни для сингла, и я согласился. Мы все согласились. Мы думали, что это хит».
Именно Шел Тэлми нанял сессионного барабанщика Бобби Грэма и клавишника Артура Гринслейда для студийных сессий The Kinks, и все они вместе с группой в июне вошли в новую студию «Pye Studios 2», чтобы записать более медленную блюзовую версию «You Really Got Me». Это, конечно, соответствовало видению песни Рэем Дэвисом, когда он её сочинял, но ему не понравился перегруженный эхом конечный результат. Рэй говорил, что неизданное демо было «перепродюсировано» Тэлми с «благими намерениями», но в конечном итоге не подошло. Он записал трек в режиме реверберации, практически похоронив соло-гитару: «Он придал ей такое громкое звучание, и это потеряло характер группы, а мы хотели, чтобы у песни был сырой звук».
Рэй также вспомнил, как им пришлось бороться за песню, сообщив, что лейбл хотел выпустить более медленную первую запись и что их будущее зависело от успеха «You Really Got Me»: «Мы боролись и в конце концов получили ту версию, которую хотели».
Годы спустя Тэлми рассказывал: «Я на самом деле думаю, что медленная блюзовая версия также стала бы хитом номер один. Однако, когда мы все её послушали, Рэй захотел попробовать сделать это быстрее, и он оказался прав». Сам Рэй рассказывал, что первоначальная запись сильно отличалась от той, которая стала хитом:
«В ней были очень оригинальные слова и забавный финал. На записи мы сделали это по-другому, потому что это вышло действительно довольно некоммерческим».
Продюсер Шел Тэлми вспоминал, что та первая оригинальная запись была «намного более грубой» и «медленной»:
«Если вы представите себе этот рифф, то увидите, что он действительно хорошо сочетается с блюзом. Это было чрезвычайно хорошо и совершенно отличалось по концепции от того, что в итоге вышло. В то время нам всем это понравилось, мы решили попробовать по-другому, а затем решили, что более поздняя версия должна быть той, которая вышла».
Группа намеривалась перезаписать песню, но их звукозаписывающая компания «Pye Records» отказалась финансировать это на том основании, что первые два сингла группы не попали в чарты. Тогда Рэй Дэвис пригрозил, что откажется исполнять или продвигать сингл, если он не будет перезаписан. Менеджер Ларри Пейдж его поддержал, однако, в «Pye Records» стояли на своём. И тогда группа вместе со своим руководством вышли из тупика, самостоятельно профинансировав запись.
Именно поэтому 12 июля 1964 года The Kinks записали вторую версию «You Really Got Me» в «IBC Studios», ведущей независимой студии Великобритании, где продюсер мог наслаждаться большей свободой. Тэлми объяснил:
«Мы хотели уйти подальше от «Pye Studios», где руководители дышали бы нам в затылок. «IBC», которая имела заслуженную репутацию прародительницы большинства лучших инженеров Англии, была, вероятно, моей любимой студией. В концертной зоне была очень хорошая акустика и великолепные естественные эхо-камеры, в то время как в диспетчерской наверху была собственная консоль с 24 входами, колонки «Altec», трёхдорожечная машина «Ampex» и ещё монофонический «Ampex»».
Ко второй июльской сессии группа уже пришла к пониманию, что нужен более быстрый «гаражный» вариант. Никто из участников теперь точно не боялся высказывать свое мнение и прибегнуть к экспериментам. Одним из препятствий в работе на студии были постоянные стычки между участниками коллектива. Во время записи Дэйв Дэвис, чтобы получить более грязное звучание, сделал два надреза бритвой на диффузоре динамика своего комбика, а затем пропустил через больший ламповый усилитель «Vox AC30» в качестве «предусилителя» свой «маленький зелёный» усилитель «Epico», перегрузив его. Полученный звук был одним из первых проявлений дисторшна. И это оказало грандиозное влияние на более поздних рок-музыкантов, особенно в жанрах хард-рок, хэви-метал и панк-рок. Позже Дэйв рассказывал:
«Я никогда не был великим гитаристом, да и сейчас им не являюсь. Так что мне пришлось экспериментировать со звуками. От отчаяния я разрезал конус динамика лезвием бритвы, и был так шокирован, удивлен и взволнован тем, что это сработало… Я давал очень небольшое усиление и получал ужасные искажения. С музыкальной точки зрения это было чудовищно, но меня устраивало. Я продемонстрировал звук Рэю и Питу (Куэйфу)... Рэю понравилось звучание, он написал рифф на фортепиано, который лег в основу песни «You Really Got Me», а я сыграл рифф на гитаре со своим новым звучанием. Я один создал это звучание!»
Обратите внимание на ключевую фразу в конце: «Я один создал это звучание!». С годами каждый из братьев пытался навесить лавры создателя дисторшн на себя, публично в прессе споря друг с другом и обвиняя оппонента во лжи. Зафиксируем этот факт.
В результате «You Really Got Me», выпущенная в качестве сингла 4 августа в Великобритании и 2 сентября 1964 года в США попала на 1-ю строчку «UK Singles Chart» и продержалась на ней 2 недели. Песня стала одним из хитов «британского вторжения», заняв 7-ю строчку в американском чарте «Billboard Hot 100». Это песня в дальнейшем широко рекламировалась как образец хард-рока и хэви-метала задолго до появления таких групп, как Black Sabbath и Led Zeppelin. Композиция, чьё влияние ощущается и по сей день, не только стала прорывным номером для The Kinks, но и знаковой записью, вдохновившей Пита Таунсенда из The Who на сочинение «I Can't Explain».
Всё это было настоящим достижением для группы бывших подростков, которая сформировалась только год назад, и их новаторского продюсера, с год как перебравшегося в Лондон из-за океана. И этот трек почти шесть десятилетий был окутан слухами и противоречивыми сведениями относительно того, кто на самом деле что играл, особенно резкий, искаженный двухаккордовый рифф, открывающий трек и продолжающийся за ведущим вокалом, и яростное, нарочито небрежное гитарное соло, которое проложило путь к панк-року.
Вот это гитарное соло на записи (начинается на тайминге 1:15 – прим.) и стало предметом стойкого мифа о том, что его исполнил не ведущий гитарист The Kinks Дэйв Дэвис, а тогдашний сессионный музыкант Джимми Пейдж, который позже присоединится к The Yardbirds и сформирует потом Led Zeppelin. Среди тех, кто утверждал, что Пейдж играл на соло-гитаре, был будущий соучредитель Deep Purple Джон Лорд, который также настаивал, что и сам играл здесь на фортепиано:
«Я несколько раз играл с The Kinks. Я даже играл на клавишных в «You Really Got Me». Мне за это заплатили пять фунтов. Соло на гитаре исполнил Джимми Пейдж, но The Kinks отрицали это. Все, что я делал, – это бряк, бряк, бряк, ничего сложного!»
Собственно, Шел Тэлми подтверждал участие Лорда в июльской сессии. А двадцатилетний «Маленький Джим Пи», как его звали в музыкальной тусовке, исполнял в то время роль виртуозного наймита, используемого продюсерами для добавления неординарных звуков к игре молодых гитаристов из других групп. Помимо этого Пейджа вызывали на сессии в качестве «страховки» в тех случаях, когда записывающемуся артисту требовалась замена или второй гитарист. Продюсеры уповали на многосторонний талант Джимми в воспроизведении любых гитарных стилей. Поэтому он участвовал в ранних записях многих британских исполнителей, включая и The Who, The Kinks, Them, The Rolling Stones, что общепризнанно.
Кстати, в конце 1965-го Пейдж выпустил на лейбле «Fontana» первый собственный сингл «She Just Satisfies». Запись имела фузз, «кинксовскую» манеру игры на гитаре, бессмысленную лирику, и не очень внятный авторский вокал. При записи Джимми сам играл на всех инструментах, за исключением ударных. Вот эта стилистика исполнения и подогревала мнение о его вкладе в запись «You Really Got Me».
Писатель и исследователь рок-музыки Дуг Хинман предполагает, что слух пошёл из ритм-н-блюзового сообщества Великобритании, многие члены которого были обиженны, что какая-то группа «подростков-выскочек» может писать такие мощные и влиятельные песни. Но, вот, послушайте две концертные версии «You Really Got Me» (1964-го и 1965-го годов) и сопоставьте их со студийной записью.
Как видите, сольная партия заметно упростилась. И именно гитаристы заметили такое первыми. Кому, как не им, знать все исполнительские нюансы. Можно, конечно, сослаться на то, что юный Дэйв Дэвис был не в форме или опасался «запутаться в пальцах на публике». Но что можно с полной уверенностью утверждать, так это то, что такие вещи точно не способствовали снятию подозрений.
Сам Джимми Пейдж в интервью 1972 года поведал:
«Я знаю, что мне удалось вставить пару риффов в их альбом, но я не могу точно вспомнить куда. Я знаю, что Рэй на самом деле не одобрял моего присутствия. The Kinks просто не хотели, чтобы я был рядом во время записи. Это была идея Шела Тэлми».
Продюсер тоже высказался:
«Пит Куэйф был отличным басистом, Дэйв был одним из величайших недооцененных гитаристов эпохи рока, а Рэй был адекватным – хотя и не великим – гитаристом, в основном по части ритма. Вот почему, когда мы, наконец, приступили к записи пластинки после того, как «You Really Got Me» стала хитом, я нанял Джимми Пейджа играть на ритм-гитаре. Рэй не хотел играть; он просто хотел сконцентрироваться на пении».
То есть речь шла уже о записи песен первого альбома группы, а это было немного позднее. В книге Ричи Йорка 1976 года «Led Zeppelin: окончательная биография» Рэй Дэвис пошёл немного дальше:
«Джимми Пейдж играл на тамбурине в «Long Tall Sally», потому что он пришел в студию, как друг Шела Тэлми. Дэйв Дэвис исполнил все эти соло, и Дэйв создал это звучание. Версия «You Really Got Me», которая была фактически выпущена, была третьей записью. Было демо с Дэйвом в главной роли, вторая запись, на которой, возможно, был Джимми Пейдж (и которая до сих пор хранится в архивах «Pye Records»), и третья, на которой определенно был Дэйв. Я знаю, потому что я стоял рядом с ним, когда он играл на ней. И это та песня, которая была выпущена. Джимми Пейдж действительно играл на тамбурине на нашем первом альбоме. Это очень хороший тамбурин, и он очень хороший музыкант. Я бы использовал его, если бы продюсировал запись».
Заметьте, Дэвис уже допускает, что Джимми мог играть на второй записи. Однако, вся эта ситуация выводила его из себя, иначе он не снизошёл бы до мелких булавочных уколов. Пейджа такая язвительность даже не позабавила, но он в следующем году отпарировал:
«Я никогда не играл на тамбурине на этих чёртовых записях. Я играл на гитаре. Но я не играл на «You Really Got Me», и это то, что выводит Рэя из себя».
Сторонники теории заговоров полагают, что просто 20-летний на тот момент Джимми Пейдж подписал в своё время соглашение о неразглашении. Не будем забывать, что студийное время записи оплатила вместе со своим руководством сама группа The Kinks. И ещё вспомним ключевую фразу младшего Дэвиса: «Я один создал это звучание!». А ведь речь шла именно об изобретении эффекта дисторшн.
Сегодня 86-летний Шел Тэлми уже не уверен, был ли Джимми Пейдж на сессии. Тем не менее, он и все остальные согласны с тем, что именно Дэйв Дэвис сыграл соло на гитаре «Harmony Meteor», которая была подключена к предусилителю «Elpico» и подключена к «Vox AC30». Более того, его искажение было в значительной степени результатом того, что он уже использовал лезвие бритвы, чтобы разрезать диффузор динамика «Elpico» и проткнул его вязальными спицами, чтобы ткань усиливала звук при вибрации.
«Это было там, когда они впервые сыграли эту песню в студии, и это было изобретение Дэйва», – подтверждает Тэлми, имея в виду мгновенно узнаваемый рифф, который, по словам Рэя Дэвиса, возник во время работы над аккордами к «Louie Louie».
«Дерьмовый маленький усилитель делал его более грубым, люди пинали его, чтобы он звучал еще дерьмовее, и я усилил его, используя пару микрофонов и прижимая их к плате», – продолжает Тэлми. «Я настроил его на пару фейдеров и как сумасшедший ограничил один, сохранив его уровень чуть ниже того, который не был ограничен. Это сделало его действительно похабным, и в целом звук был моим. Это то, с чем я приехал из Америки».
Бас-гитара «Fender» Пита Куэйфа была записана индивидуально, как и ритм-гитара (кому бы она ни принадлежала) и клавишные Джона Лорда, в то время как барабаны Бобби Грэма были записаны с помощью инновационной мультимикрофонной установки Тэлми. И, по-видимому, именно Шел Тэлми (а не Джимми Пейдж или Мик Эйвори) создал то, что он называет «хичкоковской атмосферой», сыграв на тамбурине в «You Really Got Me». Тэлми вспоминал:
«Когда они все-таки приступили к записи, все продвигалось довольно быстро, как и в те времена. Никто не валял дурака. В те дни, если вы проводили много времени в студии, это означало, что вы были действительно дерьмовой группой и не могли играть очень хорошо. Такова была философия, которая, конечно, вскоре развернулась на 180 градусов.
Я сейчас не могу вспомнить, какие микрофоны мы использовали, но я точно знаю, что один был расположен примерно в трех дюймах от верхней части малого барабана, другой был под ним, а затем внутри был микрофон с амортизатором для обеспечения приятного удара, а также микрофоны на каждый из томов, по одному на хай-хэте, по одному на каждой тарелке и два над головой. Поскольку все это было сведено в один трек, мне, конечно, пришлось их сбалансировать, прежде чем мы начали запись».
Согласно автобиографии Рэя Дэвиса «X‑Ray», было два дубля «You Really Got Me», и на втором «когда Дэйв сыграл вступительные аккорды, Бобби Грэм забыл о сложном вступлении, которое он планировал, и просто отбил один такт на малом барабане с такой силой, с какой только мог собраться, как бы говоря: «Ладно, слабак, бери это!»»
Когда они подошли к гитарному соло, Рэй подбадривающе крикнул Дэйву «и на мгновение нарушил его концентрацию». Дэйв вспоминал: «Он посмотрел на меня, как будто сделал что-то не так. Затем, осознав, что он сделал, его лицо расплылось в той высокомерной улыбке, которую я научился любить и ненавидеть за эти годы. Маленький коротышка даже не услышал, как я закричал в ответ: «F…!» (популярное нецензурное англоязычное ругательство, самый мягкий перевод которого – «Отвали!» – прим.)». Этот выкрик перед соло остался на записи, хотя позже во время дополнительных вокальных дублей Рэй Дэвис пытался скрыть его своим криком: «Оh, No».
Второй дубль был для закрепления, и там также было три или четыре дубля ведущего вокала Рэя, вечно всем недовольного. Он вспоминал: «Поскольку изначально это звучало слишком по-американски, я просто пел так, как я это чувствовал, и это звучало похоже на меня. Чтобы сделать двойной трек, мы просто скопировали его на другую машину и записали вокал, пока они его копировали».
В своей книге 1984 года «The Kinks: официальная биография» автор Джон Сэвидж писал: «То, что Шел Тэлми и The Kinks сделали с этой конкретной записью, заключалось в том, чтобы создать идеальную среду для выражения подростковой агрессии белых, которая лежит в основе белой популярной музыки. «You Really Got Me» – это та редкая вещь: пластинка, которая сокращает историю популярной музыки вдвое».
Те, кто участвовал в её создании, очевидно, согласны с этим. «Когда я покинул студию, я чувствовал себя великолепно», – вспоминал Рэй Дэвис, чьи плодотворные усилия по созданию песни сделали его главным композитором и – по крайней мере, в его глазах – лидером The Kinks. «Возможно, это прозвучит самонадеянно, но я знал, что это отличная пластинка... Я сказал, что никогда не напишу другую подобную песню, и я этого не сделал».
Казалось, все участники и заинтересанты высказались, написаны биографии, информация была внесена в рок-справочники и энциклопедии, однако, время от времени кто-нибудь нет-нет, да и опять выскажется по этому поводу. Так, 10 июля 2014 вышел документальный фильм от BBC Radio 2 «At the End of Denmark Street», в котором в очередной раз утверждается давно развенчанный миф о том, что Джимми Пейдж сыграл в их хите 1964 года «You Really Got Me».
Дэйв Дэвис не стерпел и буквально возопил в социальных сетях, призывая фанатов «сообщить факты продюсеру Келли Редмонд и ведущему Дэнни Бейкеру»: «Я, Дэйв Дэвис, изобрел искаженный гитарный звук и сыграл соло на «You Really Got Me», а Рэй Дэвис сыграл на ритм-гитаре. Мы никогда не использовали других гитаристов ни в каких хитах The Kinks».
Джимми Пейдж в интервью журналу «Rolling Stone», казалось бы, вновь это подтвердил:
«Это результат вмешательства Интернета. Меня не было на «You Really Got Me», но я играл на записях The Kinks. Это все, что я собираюсь сказать по этому поводу. Но каждый раз, когда я даю интервью, люди спрашивают меня о «You Really Got Me». Так что, может быть, кто-нибудь сможет исправить Википедию, чтобы люди не продолжали меня об этом спрашивать».
Кстати, а что там указано в Википедии? Участники записи: Рэй Дэвис – ведущий вокал, ритм-гитара; Дэйв Дэвис – бэк-вокал, соло-гитара; Пит Куэйф – бэк-вокал, бас-гитара; Мик Эйвори – тамбурин; Бобби Грэм – ударные; Артур Гринслейд – фортепиано; Неизвестный сессионный музыкант – ритм-гитара. Не указан Джон Лорд, который, скорее всего, и записывался в июльской сессии, а вместо него указан Гринслейд – с июньской. И кто же такой «Неизвестный сессионный музыкант»? Меня терзают смутные сомнения.
В прошлом году бывший барабанщик The Kinks Мик Эйвори поделился своим рассказом о сессиях записи в интервью «AllMusic». Эйвори настаивал на том, что именно Дэйв Дэвис, а не Пейдж исполнял гитарные партии в «You Really Got Me»:
«Он пришел в студию – я думаю, он пришел во время «You Really Got Me». Он, по-видимому, как бы посмеялся над тем, что сделал Дэйв, потому что он был более искусным музыкантом. И затем он провел остаток своих лет, повторяя: «Я сыграл на нём соло». Должно быть, он сказал это, потому что все остальные задавали этот вопрос. Но это определенно был Дэйв Дэвис, потому что, даже не зная, вы скажете, что это Дэйв, а не Джимми Пейдж. Просто это было не в его характере – так играть».
Где и когда Пейдж делал заявления о своём соло, Эйвори не пояснил. Тем ни менее, давний миф о том, что гитарист Led Zeppelin создал искаженный гитарный звук трека и соло, всплывает вновь и вновь. В то время как некоторые предполагают, что он просто участвовал в записи песни, другие утверждают, что он отвечает за гитарный тон песни и соло. Свежего хвороста в затухшее, было, пламя подбросил в февральском выпуске «Guitar World» легендарный рок-продюсер Эдди Крамер, присутствовавший на той самой сессии звукозаписи.
«Я познакомился с Джимми, когда он работал с The Kinks в начале 60-х, когда они записывали «You Really Got Me». Я знаю, братья Дэвис скажут иначе, но я помню, как Джимми пришел и сделал наложение на эту песню. По этому поводу есть некоторые разногласия, но именно так я это помню. Джимми Пейдж действительно играл в песне The Kinks «You Really Got Me», но, возможно, это была не та версия, которую мы знаем сегодня».
Важно отметить, что 81-летний Крамер говорит, что это всего лишь то, как он «помнит» запись трека – и это не первый раз, когда он даёт подобный ответ. Еще в 2021 году он сказал «The French Connection»: «Я был на сессии, думаю, это был он, думаю, что это был Джимми. Джимми Пейдж говорит «нет», так что, возможно, это был Дэйв (Дэвис). В моей голове это был Джимми, но знаете, это было так давно».
Также стоит отметить, что Крамер вспоминает, как Пейдж записывал наложение, а не ритм-партию или соло. Что это было за наложение, Крамер не пояснил, но это наводит на мысль, что роль Пейджа, возможно, была незначительной и, возможно, как таковая, легко поддавалась неправильному толкованию. Вспомним теперь собственные комментарии Рэя Дэвиса относительно трека. Хотя он и отвёрг, что Джимми сыграл главную ритмическую или ведущую сольную роль в записи, он всё же сообщил, что, возможно, была версия песни, в которой действительно был Пейдж – просто не та, которая в итоге была выпущена. Так то.
По горячим следам, дабы не отпускать ситуацию на волю, Дэйв Дэвис тут же опубликовал в социальных сетях опровержение этого предположения, отметив, что Крамер настаивает на том, что он никогда не давал таких комментариев:
«Я требую немедленного опровержения от «Guitar World». Вчера я разговаривал с Крамером, и он отрицает, что когда-либо говорил, что Джимми Пейдж играл на «You Really Got Me». Я сыграл все гитарные партии, Эд Крамер сказал мне вчера, что его неправильно процитировали. Я так устал от того, что репортёры всё неправильно понимают».
Однако, большие сомнения, что в журнале «Guitar World» исказили слова Эдди Крамера, ведь обычно любое интервью идёт под запись. Обе стороны поделились своей версией истории относительно того, исполнял ли Пейдж гитарные партии на записи или нет. Теперь, после заявления Крамера, затянувшиеся дебаты, похоже, не закончатся в ближайшее время.
Что мы имеем в сухом остатке? Очевидно, что была неизданная версия «You Really Got Me» с гитарным вкладом Джимми Пейджа. Где она сейчас, не в архивах ли «Pye Records», сохранилась ли? Возможно, мы никогда об этом не узнаем. А может она совершенно неожиданно ещё и всплывёт, как это произошло недавно с бас-гитарой Пола Маккартни. Спор об участии Джимми Пейджа в записи ещё не окончен, и точка здесь пока не поставлена.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии! Репост приветствуется!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: