Найти тему
- НИ О ЧЕМ

Слово Чебурашки: трактат по созданию блокбастера или почему хиты 2023 года никогда не станут легендарными

«Слово пацана: Кровь на асфальте» и «Чебурашка» (2023) безусловные кассовые феномены прошлого года. Спаситель традиционных кинотеатров и суперхит онлайн-платформ насколько много наделали шуму, настолько же быстро о них и забыли. Какие же слагаемые успеха при создании кино? Почему одни картины со скоростью света становятся мегапопулярны, а другие продукты, казалось бы, такого же качества остаются кассовыми середняками? В чем секрет «Слова пацана», почему «Чебурашка» популярное, но совсем невыдающееся кино и при чем здесь ТикТок?

Бандитские группировки Казани конца 80-х прошлого века представить не могли, что станут двухкратными обладателями звания феномена. Казанский преступный феномен спустя три десятилетия породил феномен кинорейтинговый. И если первый феномен однозначно негативное явление, о котором хочется поскорее забыть, то последний еще долго будут изучать все мало-мальски, имеющие отношение к кино, продюсеры, аналитики и эксперты с единственным, и логичным, желанием - повторить успех. Но существует ли однозначная формула этого успеха? Во времена оригинального казанского феномена ее не было (либо она была другой), но сегодня, как оказалось – она существует.

Так в чем же слагаемые успеха? Любое хорошее кино обречено на успех: либо на кассовый, либо на любовь зрителя. Любовь зрителя без кассы - как минимум не провал, а все что не провал – уже успех.

Хорошее кино обладает схожими характеристиками, помимо внятного сюжета, достойной операторской работы, запоминающегося музыкального сопровождения, отсылок к художественным произведениям или библейским мотивам, хорошее кино чаще всего выстреливает в сердце зрителя из чеховского ружья или поет киношными рифмами: проблема или деталь, на которую обратил внимание зрителя режиссер в прологе, обязательно должна логично раскрыться к финалу. Чаще всего режиссеры обозначают это раскрытие повторением одной и той же сцены (чаще в начале и в конце картины) с учетом пути, пройденного героями по ходу истории. Хорошим примером такого закольцовывания истории могла стать, вырезанная из финала «Слово пацана», сцена, в которой главный герой заставляет прохожих «чушпанов» попрыгать, чтобы найти и отнять у них мелочь, точно также как заставляли его самого в открывающей сцене сериала. Эти две сцены с одинаковой ситуацией, но с главным героем по разные стороны вымогательства, логично завершают историю его бандитского становления.

Стоит отдать должное, «Слово пацана» действительно хорошее кино с какой стороны ни посмотришь. Бодрый, быстро развивающийся сюжет не дает заскучать, а технические операторские и режиссерские приемы делают увлекательным просмотр практически каждой сцены. Главное, чем цепляет сериал – это последовательность и логичность действий персонажей. Каждый сюжетный поворот оправдан характерами, показанных людей. Создается впечатление, что если бы ты был на месте героя, то поступил бы точно также. Но переснятый финал, с вырезанными достойными сценами, не смог сделать сериал не просто временно популярным, а народно любимым или «легендарным». Сегодня «Слово пацана» можно вспомнить только по некогда популярным отрывкам сериала в виде коротких видео в запрещенных и им подобных социальных сетях: «Ты теперь пацан, ты теперь с улицы, а кругом враги».

С другой стороны, главный кинотеатральный фильм 2023 года, Чебурашка, не может похвастаться ни одной сильной чертой своего онлайн коллеги по успеху. В нем нет бодрого сюжета, необычных ракурсов, замысловатых мизансцен, интересной работы со светом и цветом, ничего из того, что сделало бы хотя бы просто просмотр картинки увлекательным. Реакция, или точнее ее отсутствие, персонажей на неизвестное им существо отдаляет зрителя от героев, с которыми он вряд ли себя будет ассоциировать. Юмор остается на уровне «нарисованный ушастый герой упал», а сюжет сводится к уже избитой «старая обида – осознание – прощение – конец» схеме. Все это легко оправдывается простым словосочетанием – детское кино, но такого оправдания не искала, как минимум в свои лучшие годы, например компания «Pixar» снимавшая анимационные шедевры от «В поисках Немо» до «Тайны Коко» для детей с вшитым совсем недетским смыслом. Тем не менее, факт остается фактом «Чебурашка» самый кассовый фильм в истории российского проката и причина этого феномена, как и отчасти «Слова пацана», на самом деле, может оказаться гораздо проще чем можно представить.

Теории о том, что на 6 миллиардов рублей кассовых сборов «Чебурашки» оказало влияние отсутствие конкуренции или узнаваемость бренда «Чебурашки» имеют право на жизнь, но как объяснить неспособность других отечественных продуктов такого же качества и в тех же условиях собрать даже половину кассы ушастого хита. Возможно, «Чебурашка» выделяется хорошей рекламной кампанией? Но из того, на что были потрачены деньги на маркетинг этого проекта также как и в самом фильме не найти ничего оригинального. На денежный успех «Чебурашки» большое влияние оказал другой вид рекламы - сарафанное радио. Но не классическое сарафанное радио, когда люди рассказывают своим друзьям и знакомым о том, что сходили на хорошее кино, а современное – через социальные сети. Рилсы, тиктоки и шортсы – разное название для одинаковых коротких видео, которые вызывают необъяснимую зависимость и желание пересматривать их снова и снова, за счет чего они набирают миллионы просмотров во всех запрещенных и не только социальных сетях. И «Чебурашка» отличился тем, что в нем есть отрывок, который действительно хочется пересматривать, возможно из-за душераздирающего музыкального сопровождения «Там нет меня» талантливой узбекской исполнительницы - Севара. Этот отрывок, став вирусным, заставил говорить о себе и вызвал желание посмотреть весь фильм у миллионов людей.

Подобный феномен раскрутки среднего по качеству проекта за счет одного вирусного удачного отрывка в сети в последнее время встречается все гораздо чаще. К примеру, последний абсолютно пресный сериал по одному из персонажей легендарной «Семейки Аддамс» - «Уэнсдей». Этот сериал должен был провалиться из-за одного только визуального решения сделать кино о девочке в черном с черным юмором - в ярких цветах. И все это от мастера по созданию мрачных фильмов! Определенно одна из худших работ Тима Бертона, несправедливо ставшая невероятно успешным проектом и одним из самых просматриваемых сериалов последних лет. Но вряд ли мимо кого-то прошел бесспорно завораживающий танец Уэнсдей – полутораминутные гипнотические движения Дженны Ортега под «The Cramps» в оригинале и под Леди Гагу в исполнении интернетных умельцев. Если убрать из «Уэнсдей» ее танец, то не останется ни одной запоминающейся сцены, цитаты и уж тем более сюжетной линии. Если бы на завершающей стадии создания сериала авторы вдруг решили бы вырезать сцену танца, «Уэнсдей» бы либо с треском провалилась, либо встала в один ряд со средними «Ведьмаком» или недавним «Аватаром: Легенда об Аанге» всего того же Нетфликс. Хотя иногда западная онлайн платформа радует и примерами удачного рилса гармонично вшитого в повествование сериала. Четвертый сезон сверхпопулярных «Очень странных дел» привлек не мало новых зрителей и побил все рекорды по просмотрам в том числе благодаря распространению в интернете отрывка из 4 серии с левитирующей в наушниках одной из главных героинь под недооцененный хит 80-х «Running up that hill». И хотя последний из вышедших сезонов сериала и без того одно из сильнейших сериальных произведений последних лет, в котором авторы представили главного злодея как аллегорию на депрессию, от которой современная молодежь прячется за громкой музыкой в наушниках, трудно поспорить с тем, что удачный минутный отрезок фильма, ставший мировым рилс-трендом, справился с вопросом рекламы сериала лучше, чем самые продуманные и дорогие маркетинговые кампании.

Ставка на короткое видео, потенциально способное стать вирусным в сети, и вшитое в повествование заурядного сериала или фильма, кажется логичной и даже мудрой мыслью для многих российских киноделов. Ведь так открывается перспектива провести мощнейшую рекламную кампанию в сети, не расходуя на это ни рубля ни копейки. Но есть высокая вероятность того, что, несмотря на кассу, фильм или сериал забудется также быстро, как забываются даже самые залипательные видеоролики, что и произошло с главными российскими кинохитами 2023 года. И если даже осторожно попытаться придумать аргумент, что кино, которое посмотрело десятки миллионов человек и заработало миллиарды, по праву цифр считается легендарным, то в конечном итоге здравый рассудок победит и определит, что если миллиарды – это богатство, а народная любовь – это рай, то скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в рай. Хотя, с другой стороны, какая разница станет ли фильм народно любимым, если он принес тебе больше шести миллиардов рублей. Ведь это открывает путь к сиквелам, в которых, очевидно, авторы повторят попытки музыкальных сцен под трогательные песни по типу «Там нет меня» прекрасной Севары.

Обычному зрителю остается надеяться, что продюсеры и создатели киноконтента не станут злоупотреблять формулой успеха коротких видео. В противном случае мы скоро будем ходить в кинотеатр, чтобы посмотреть на двухчасовой заурядный видеоряд с перерывом на полутораминутный популярный видеоролик. Все-таки лучше снимать хорошее кино, а феномен рилс – рекламы использовать только для продвижения фильма, ведь тогда есть вероятность того, что и верблюд пройдет в игольное ушко, и богач попадет в рай.