Найти в Дзене
Econs.online

Ностальгия полезная и вредная

Оглавление

Вплоть до середины ХХ века ностальгия считалась психическим расстройством и врачи пытались найти ее физиологические причины.

Ностальгия обладает коллективной силой, чью мощь давно поняли маркетологи. Под воздействием ностальгии люди расстаются с деньгами гораздо охотнее, приобретая не просто товар, а нечто имеющее для них дополнительную, эмоциональную ценность.

Олимпийский мишка во время торжественной церемонии закрытия XXII летних Олимпийских игр на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Фотография ТАСС
Олимпийский мишка во время торжественной церемонии закрытия XXII летних Олимпийских игр на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Фотография ТАСС

Сам термин «ностальгия» образован от греческих слов «возвращение домой» (nostos) и «боль» (algos). Его ввел в XVII в. швейцарский врач Йоханнес Хофер для описания обнаруженной им психической болезни швейцарских наемников, служивших европейским монархам. Болезнь была похожа на паранойю, за исключением того, что солдаты были одержимы тоской, а не манией преследования.

Большую роль в изучении ностальгии сыграли масштабные социальные потрясения и две мировые войны первой половины века, перекроившие карту Европы: тоска по разрушенному дому, городу или целому государству стала массовой, из индивидуального симптома превратившись в коллективный феномен.

С середины прошлого века ностальгию не считают болезнью. Современные исследователи разглядели в ностальгии не только темные, но и светлые стороны, а также экономическое и социальное влияние: она способна служить психологической защитой в периоды нестабильности и усиливать чувство социальной принадлежности.

Вредная ностальгия

Знаменитый американский кинодокументалист Кен Бернс однажды охарактеризовал ностальгию как «стратегическое сверхупрощение прошлого». В упрощении как таковом, возможно, нет ничего плохого, и людям в целом свойственно оценивать прошлые события как более позитивные, чем они были в действительности. Но зацикленность на прошлом, которое кажется лучше настоящего и будущего, может вести по опасному пути.

Опасность заключается в идеализации прошлого, стирании границ между его реальной и романтизированной версиями. Когда человек тоскует по такому романтизированному времени, которого никогда не существовало, он может принимать неверные решения, основанные на ложной ностальгии. И рискует «застрять» в прошлом, игнорируя прогресс.

Ностальгия часто поощряет конформизм, когда люди следуют ностальгическому шаблону, даже если он не соответствует их текущим потребностям и самовосприятию. Такая ностальгия может вести к потере аутентичности, собственного «я».

Как показывают исследования, ностальгия может быть симптомом депрессии.

Наконец, ностальгия может стать способом эскапизма – бегства от реальности, и в этой роли встать в один ряд с алкоголизмом, увлечением азартными играми и перееданием.

Полезная ностальгия

«Полезная ностальгия», как описывает ее профессор Гарварда Мэтт Джонсон, – это «теплое сияние прошлого, воплощенное в настоящем».

Оглядываясь назад, человек может понять, как он оказался там, где находится, и осмыслить историю своей жизни, связав события в единое повествование. При сохранении такой самоидентичности – связи прошлого с настоящим, когда, меняясь, человек остается самим собой, – ностальгия помогает справляться с проблемами и дает силы двигаться вперед. А воспоминания о конкретном положительном опыте снижают уязвимость к депрессиям, доказали психиатры из Кембриджа.

Ностальгия может способствовать социальным взаимодействиям, усиливая ощущение связи с другими людьми, снижая чувство одиночества, отчуждения и тревоги. Люди, испытывающие ностальгию, с большей готовностью идут на контакты с незнакомцами. Выпускники университетов из ностальгии по студенческой жизни охотнее общаются с другими выпускниками и жертвуют деньги альма-матер. А супружеские пары чувствуют себя ближе и счастливее, когда предаются совместным ностальгическим воспоминаниям.

Усиливая чувство принадлежности, ностальгия делает людей альтруистичнее: под ее влиянием они с большей готовностью помогают другим и занимаются волонтерской деятельностью, объясняет Константин Седикидес, профессор социальной психологии Университета Саутгемптона и основатель «Школы ностальгии», автор и соавтор более сотни работ, посвященных изучению индивидуальных и социальных эффектов ностальгии.

Однако, будучи способной объединять людей, ностальгия может служить и обратному, порождая предубеждения против «чужих»: «Все, что укрепляет связи внутри группы, также может усилить негатив по отношению к другим группам», – отмечает коллега и постоянный соавтор Седикидеса Тим Вильдшут.

Ностальгия согревающая

Ностальгия как «теплое сияние прошлого, воплощенное в настоящем» может быть теплой в прямом смысле слова. Это показали эксперименты доктора психологии Синьюэ Чжоу из Чжэцзянского университета и ее коллег. Ученые обнаружили, что, во-первых, испытуемые студенты в более прохладной комнате чаще ощущают ностальгию, чем в более теплой и в жаркой. А во-вторых, участники эксперимента из прохладной комнаты, предававшиеся ностальгическим воспоминаниям, сообщали, что в помещении становилось теплее.

Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин и итальянская актриса Джина Лоллобриджида на II Московском международном кинофестивале. Фотография ТАСС
Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин и итальянская актриса Джина Лоллобриджида на II Московском международном кинофестивале. Фотография ТАСС

Потребительская ностальгия

Силу коллективной ностальгии давно поняли маркетологи и политические спичрайтеры. Для продвижения на рынке бизнес часто обращается к «ностальгическому маркетингу», который связывает товар, услугу или бренд с приятными воспоминаниями потребителей для установления эмоциональной связи, – и в результате повышает популярность продукта.

Ностальгия снижает для потребителей «ценность» денег. Человек склонен рассматривать деньги и социальные связи как взаимозаменяемые вещи, и хотя деньги как ресурс способствуют удовлетворению основных потребностей, человек также может их удовлетворить, если у него есть надежная сеть социальных связей. В потребительском поведении это приводит к тому, что под влиянием ностальгии люди охотнее расстаются с деньгами, приобретая не просто товар, а нечто имеющее для них дополнительную, эмоциональную ценность.

Поведение потребителей, которые выбирают товары, ассоциирующиеся с имеющимся у них определенным образом прошлого, называют «ностальгическим потреблением». Самыми сильными триггерами служат дизайн и упаковка товара. Ассоциации со старым и привычным продуктом создают иллюзию надежности и вызывают у потребителя доверие.

Праздничная иллюминация на проспекте Калинина в Москве в честь 60-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Фотография ТАСС
Праздничная иллюминация на проспекте Калинина в Москве в честь 60-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Фотография ТАСС

Ностальгия по наследству

Опрос ВЦИОМ 2014 г. показал, что россияне отдают предпочтение товарам, связанным с СССР: «советские» торговые марки вызывают у россиян больше доверия, чем новые (52,7% против 21,9% респондентов соответственно). При этом «советским» маркам доверяют как пожилые потребители, таким способом поддерживающие связь со своей молодостью, так и постсоветские поколения, вдохновленные семейными легендами. Ностальгию может вызывать не только личный опыт, но и опосредованный (например, рассказы кого-то из близких), а также прямой коллективный опыт («культурная ностальгия») и опосредованный коллективный («виртуальная ностальгия»).

Ностальгия защитная

Катализатором ностальгического поведения могут выступить «разрывы» в обычном течении жизни. К таким отклонениям относятся личные (развод, смерть близкого человека, потеря работы), коллективные (война, экономический кризис, стихийное бедствие) или события, связанные с переходом от одного жизненного этапа к другому (например, от подросткового возраста к взрослому).

Ностальгия служит щитом от неопределенности и нестабильности жизни, позволяя людям защищать и сохранять свою личность. В результате ностальгия действует как психологический буфер, помогая человеку справиться со страхом, тревогой, грустью и неуверенностью. Это применимо как к индивидууму, так и к социуму. «Сама потребность в ностальгии исторична. В определенные переходные периоды истории она может быть защитной реакцией, поиском в прошлом той стабильности, которой нет в настоящем. В такие моменты прошлое начинает обладать большей харизмой, чем будущее», – пишет антрополог, профессор Гарварда Светлана Бойм.