Нельзя не согласиться с мнением английского поэта Байрона, что «Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа довольно, чтобы оно развеялось в прах». Для Советского Союза такой час настал через 69 лет 8 декабря 1991 года. Кто стал его «могильщиком»?
Про «знаменитое» Беловежское соглашение от 8 декабря 1991 года уже достаточно много написано. В тот день в беловежских Вискулях руководители трёх государств: президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич открыто проигнорировали Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР от 17 марта 1991 года, где 76 % граждан проголосовали на сохранение Союза СССР.
Эта «тройка» заявила, что «Союз ССР, как субъект международного политического права и геополитическая реальность, прекратил свое существование», и было подписано новое Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
С тех пор минуло тридцать два года, но всё ещё многие важные обстоятельства остаются в тени и полную картину происходящих тогда событий пока сложно воссоздать, однако появилось немало воспоминаний современников тех событий, и завеса тайны постепенно приоткрывается.
Становится очевидным, что истоки беловежского «сговора» лежат в недалёких 80-х, когда после смерти Брежнева в 1982 году в Кремле началась борьба за место генсека.
Западные «смотрины» Горбачёва
Запад во главе с США и Великобританией в годы холодной войны осознавали, что военными силовыми методами и даже введением эмбарго Советский Союз не сломить, а вот внедрение «своего» человека в высшие эшелоны власти возможно и поможет решить проблему.
Это подтвердил в своей книге «Как готовили предателей. Начальник политической контрразведки свидетельствует» генерал КГБ Филипп Бобков: "...Одним из ключевых проектов по разрушению СССР был “План Лиоте”, разработанный в ЦРУ США вскоре после окончания Второй мировой войны... Американский “План Лиоте” предусматривал создание в Советском Союзе мощной, ориентированной на Запад прослойки в среде интеллигенции и в верхних эшелонах власти. В нужный момент, для США возникнет благоприятная ситуация для нанесения смертельного удара по СССР… "
Одним из таких интеллигентов стал для Запада молодой сорокалетний, разговорчивый и улыбающийся Михаил Горбачёв, который с1971 года был уже членом ЦК КПСС.
Первые «смотрины» супругов Горбачёвых прошли в сентябре 1971 года в Италии, куда супружеская чета прилетела в составе делегации по приглашению итальянских коммунистов. Также пристально наблюдали за Горбачёвым во время его поездки в Бельгию в 1972 году в составе партийной делегации.
В сентябре 1977 года Михаил и Раиса выехали на отдых во Францию, опять же по приглашению французских коммунистов. 21 день они путешествовали по Франции на машине с переводчиком и посетили более десяти городов. И везде Горбачёв при встрече с местными был необычайно словоохотлив, не обращая внимание, что «местные жители» так хорошо владеют русским языком, а «журналисты» что-то тщательно записывают в свои блокноты.
Михаил Сергеевич был настолько очарован обеспеченной жизнью Запада, что пришёл к выводу, что только капитализм может в полной мере решить социально-экономические проблемы.
В мае 1983 года Горбачёв, который к тому времени уже стал членом Политбюро, возглавил делегацию Верховного Совета СССР в Канаду. Премьер-министр Трюдо, тесно связанный до премьерства с канадской разведкой, проявил к гостю повышенный интерес. Послом в Канаде в это время был Александр Яковлев, находясь как бы в почётной ссылке.
Они много встречались и беседовали на разные темы, каждый из них потом отразил эту встречу в своих воспоминаниях.
А бывший директор ЦРУ в своей книге воспоминаний «Из тени» написал:
"ЦРУ с энтузиазмом встретило появление Горбачева в начале 1983 года как протеже Андропова...Мы многое о нем знали..."
«Неосторожный, внушаемый и честолюбивый»
В декабре 1984 года Горбачёв во главе парламентской делегации прибыл в Лондон, где встречался с Маргарет Тэтчер, впоследствии уже будучи в отставке она написала об этой встрече:
"...Когда мы получили информацию о ближайшей смерти советского лидера (речь шла о Ю.В. Андропове.), то задумались о возможном приходе к власти с нашей помощью человека, благодаря которому мы сможем реализовать наши намерения. Это была оценка моих экспертов...Этим человеком был М.Горбачев, который характеризовался экспертами как человек неосторожный, внушаемый и весьма честолюбивый..."
Честолюбивой в их семье была и Раиса Максимовна, которая занималась исключительно посещением магазинов и в одном из них купила алмазные серёжки стоимостью 1780 долларов. Во время покупки дотошные журналисты заметили в её руках золотую кредитную карточку "Америкэн экспресс", из чего можно было сделать вывод, что у скромной четы Горбачевых имелся счет в американском банке.
Горбачёв как всегда мило улыбался и много говорил о всемирном разоружении, хотя не имел никаких полномочий от Верховного Совета СССР говорить на эту тему.
Но, если бы только говорил, было бы полбеды, на одной из встреч с Тэтчер, Горбачёв разложил на столе карту Генштаба с предполагаемыми направлениями ракетных ударов по Великобритании
Об этом написал в своих мемуарах «Омут памяти» Яковлев и подтвердил в книге воспоминаний "Горби и Мэгги: записки посла о двух известных политиках, Михаиле Горбачеве и Маргарет Тэтчер" Леонид Замятин:
".. Горбачёв на переговорах с Тэтчер в декабре 1984 года главное внимание сосредоточил на проблемах разоружения, а для убедительности своих слов показал собеседнице карту с направлениями ядерных ударов по Великобритании в случае войны..."
Этот факт подтвердил и сам Горбачёв в своей книге "Жизнь и реформы":
"...Я разложил перед премьер-министром Великобритании большую карту, на которую в тысячных долях были нанесены все запасы ядерного оружия. И каждой из таких вот клеточек, говорил я, вполне достаточно, чтобы уничтожить всю жизнь на Земле. Значит, накопленными ядерными запасами все живое можно уничтожить тысячу раз!...".
Англичане, наблюдая за Горбачёвым во время его визита отмечали его самолюбование, патологическое честолюбие, комплекс «нарцисса».
«Горбачева развратила мировая слава, иностранцы. Он искренне поверил в то, что является мессией, спасает мир. У него кружилась голова…» - писал о нём бывший премьер-министр Николай Рыжков.
Вершина власти
А «мессия» тем временем, взобравшись на вершину власти, затеял перестройку, превратившуюся в СССР в катастрофу.
К 1989 году стало ясно, что реформы провалились, а в 1990 году этот провал стал проявляться в виде заявлений союзных республик о независимости. Первой в марте 1990 года о выходе из СССР заявила Литва, но для Горбачёва это не было неожиданностью.
Ещё при встрече с Рейганом в октябре 1986 года он согласился на выход республик Прибалтики из СССР и подтвердил своё согласие Джорджу Бушу при встрече с ним на Мальте 3 декабря 1989 года. Прибалтийские сепаратисты об этом знали.
12 июня 1990 года о государственном суверенитете заявила Россия, через несколько дней Узбекистан, потом Молдова, Украина, Беларусь, а затем начался парад суверенитетов – выход республик из состава СССР, но Горбачёв делал вид, что ничего не происходит, хотя понимал, что это закат его президентской карьеры.
"...Горбачев сумел, в конце концов, полностью проиграть наследство Сталина и сегодня над ним, как над Иванушкой-дурачком издевается большинство русских, ибо он ни за что, ни про что спустил мировую державу, которую русские строили на протяжении веков, да еще и пояс безопасности вокруг нее..."
Немецкая газета "Ди Цайт"(цитата из сборника "Неизвестный Горбачёв. Князь тьмы.")
Продолжение следует…
О том «Кто помог Горбачёву прийти к власти» можно почитать здесь
Царский подарок американцам от Горбачёва – часть акватории Берингова моря - здесь