Найти тему
Сергей Михеев

Это вещь взрывная, вызвавшая массу возмущений и недоумений

Про борьбу с Москвой было сделано интересное заявление. Есть в Швеции отдельное государственное Агентство поддержки религиозных общин. Оно заявило: «Теперь мы прекращаем государственную поддержку Русской Православной Церкви, потому что РПЦ на территории Швеции занимается сбором разведданных и другими угрожающими безопасности Швеции действиями». Агентство утверждает, что РПЦ призывала поддерживать действия России на Украине.

Сергей Михеев: Давайте начнем с редких комплиментов в адрес европейцев. Я знал, что в Австрии тоже есть налог на церковь - по-моему, 1%. В подоходных налогах с граждан, из бизнеса 1% отправлялся на поддержку австрийской Католической церкви. В некоторых скандинавских странах такая вещь тоже есть. «Привет» всем нашим борцам с Патриархом, с религиозным клерикализмом. В России ничего подобного нет, а в европейских странах (не знаю, во всех ли, но во многих, включая Австрию и некоторые скандинавские) есть налог на поддержку традиционной церкви. И шведы даже русской православной общине выделяли какие-то деньги. Это им в плюс, вне всякого сомнения. И может быть даже в чем-то здесь стоит поучиться.

А в минус - это то, что они перестают это делать по политическим соображениям и еще обвиняют в подрывной работе, сборе информации и т.д. Законно ли это по шведским законам? Не знаю - не уверен. Они говорят: «Русская Православная Церковь поддерживает Россию» - а кого ей еще поддерживать, Эквадор что ли? Или республику ЧАД, или Багамские острова? Понятно, если она Русская Православная Церковь, она Россию и поддерживает! А кого ей еще поддерживать, тем более, если она находится внутри вертикали РПЦ? Довольно смешные подходы.

С таким же успехом можно было бы найти обоснования для того, чтобы отменить поддержку всем христианским церквям, которые не поддерживают гомосексуальное венчание. «Они поддерживают не то, что надо. Мы у себя в шведском парламенте лучше знаем, что поддерживать». Это путь к потере трезвых ориентиров в этой жизни и ситуации.

Агентство ТАСС сообщает, что Конференция католических епископов России назвала недопустимым благословение однополых пар. Решение озвучено в ответ на декларацию Ватикана. Насколько я помню, Ватикан об этом объявил еще в середине января. Сейчас решительное «нет» прозвучало от Конференции католических епископов. Они расходятся во взглядах со своим начальником, с Папой Римским.

Сергей Михеев: Это довольно смелое решение, потому что единоначалие в Католической церкви гораздо более жёсткое, чем в Православной. Когда нам говорят: «Православное христианство всё такое неправильное, а вот на Западе - другое дело», это чаще всего говорят люди, с этим абсолютно незнакомые. Потому что как раз в православных обычаях гораздо больше демократии и свободы, чем внутри Католической церкви, потому что католики объявляют своего Папу, во-первых, однозначным начальником по всем вопросам, а самое главное - объявляют его наместником Бога на земле. До такого в православном христианстве никто не додумался, чтобы объявлять еще при жизни человека, занимающего должность, фактически святым и чуть ли не имеющим прямую связь с Господом Богом. Есть много деталей, про которые обыватель чаще всего не знает.

Но, должен сказать, это решение волевое! То, что они какое-то время думали, это нормально. В любой Церкви быстро мало чего происходит, потому что надо реально подумать, обсудить, посоветоваться, почитать книги, полистать Святых Отцов, и для себя любое решение должно быть обосновано с канонической точки зрения. Наличие такого разногласия – это очень неприятный сигнал для Ватикана, и я в этом смысле поддерживаю российских католических епископов. Почему? Потому что этот шаг Папы Римского, который встретился с трансгендерами и извращенцами и сказал: «Ну что ж? А почему бы и нет?» (и по этому поводу даже выпустили целый документ), вызвал недоумение как минимум, а у многих возмущение во всём мире, в том числе в католическом мире, и стал причиной раздора. Потому что то, что он сейчас делает, напрямую противоречит Священному Писанию.

Здесь судить с точки зрения светской морали или прогрессивных норм, принятых в западных государствах, не имеет смысла, потому что внутри Церкви для вас руководством является священное писание, труды Святых Отцов, которые утверждались на Соборах. Или ты член Церкви и тогда этим руководствуешься, или ты можешь говорить что-то другое, но тогда «выйди вон» и на свободе делай, что хочешь. А здесь происходит действие, напрямую противоречащее очень важным положениям Священного Писания, и это проистекает от главы католических христиан. Это вещь взрывная, вызвавшая массу возмущений, недоумений, непониманий внутри самих католиков. И то, что российские епископы так поступили, я считаю, что за это честь ими хвала.