Найти тему

2024 год — «взлётная полоса» в развитии отечественной отрасли беспилотников

Оглавление

В условиях международных санкций назрела острая необходимость максимально локализовать разработку и производство беспилотных авиационных систем (БАС) в России. Правительством определены и внесены в ПП № 719 критерии оценки локализации двигателей, бортовых и топливных систем, фюзеляжей, шасси, контроллеров и других важных комплектующих. Эксперты всерьёз говорят о рождении новой отрасли промышленности в российской экономике.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Меры поддержки импортозамещения БАС

В 2023 году в России была утверждена «Стратегия развития беспилотной авиации» до 2030 года, с перспективой до 2035 года. 19 декабря 2023 г на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ Владимир Путин поставил задачу «серьёзно увеличить» выпуск и поставки в войска различных БПЛА.

«Стратегия развития беспилотной авиации» определила приоритеты развития новой отрасли в экономике России, ежегодные целевые показатели, объём и источники финансирования. Отечественным производителям необходимо настроиться на полную импортонезависимость и даже импортоопережение. И планы правительства в развитии новой отрасли промышленности довольно амбициозны!

Так, российский рынок БАС должен вырасти с 50 млрд рублей в 2022 году до 1 трлн рублей в 2030 году. Существенно должно увеличиться количество разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов. В развитие гражданских беспилотных авиационных систем в России может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд рублей до 2030 г.

Сейчас производители и разработчики БАС говорят об острой необходимости импортозамещения критически важных узлов и компонентов беспилотников, в первую очередь силовых установок; о компенсации затрат на организацию и масштабирование производств, на упрощение процедуры сертификации.

В связи с этим в 2023 году Правительство и различные федеральные ведомства РФ предприняли ряд подготовительных шагов для внедрения поддержки новой отрасли со стороны государства:упрощен процесс сертификации БАС, внедрен декларативный метод и установлено единое окно для сертификации двигателей;
разработан
общероссийский классификатор по видам экономической деятельности (ОКПД-2) для БАС и их комплектующих;
составлен список необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), необходимых для массового производства беспилотников, и определена стоимость их выполнения;
Минпромторг России внёс дополнения в
постановление 719 в части беспилотных авиационных систем, введена балльная система оценки происхождения БАС.

Изменения в ПП 719

Сейчас постановление Правительства РФ № 719 является дорожной картой технологического развития фактически любой отрасли промышленности, так как на ней базируется запуск всех мер государственной поддержки. Не стала исключением и отрасль БАС.

13 декабря 2023 года постановлением Правительства РФ N 2139 были внесены изменения в
ПП № 719, в частности в Приложение, которое регулирует требования и критерии подтверждения локализации промышленной продукции. Проект изменений разрабатывался совместно с предприятиями отрасли. Итоговый документ был подготовлен Минпромторгом России.

Какие изменения вступили в силу?

Постановление 719 было дополнено разделом по гражданским беспилотникам самолётного, вертолётного и мультироторного типов.
Определены критерии оценки локализации двигателей, трансмиссий, топливных и бортовых систем, шасси, фюзеляжей, контроллеров и других ключевых элементов БАС.
С целью стимулирования локализации производства БАС была введена балльная система оценки продукции в зависимости от значимости и сложности основных комплектующих.
Теперь в
ПП 719 указан перечень комплектующих БАС, который является определяющим при производстве такой промышленной продукции и достаточным для её отнесения к российской продукции.

Пример распределения баллов для ключевых комплектующих БАС:

  • по 300 баллов дают силовая установка беспилотного воздушного судна, трансмиссия беспилотного воздушного судна, бортовая система управления полетом беспилотного воздушного судна;
    по 200 баллов можно получить за воздушные винты беспилотного воздушного судна, бортовую систему идентификации и автоматического уклонения от столкновений воздушного судна, раму беспилотного воздушного судна, систему электроснабжения беспилотного воздушного судна, опорные стойки беспилотного воздушного судна.

В дальнейшем суммарное количество баллов будет увеличиваться. С 1 января 2025 г. минимально необходимое количество баллов составит 400, а максимальное — 1100. С 1 января 2026 г. минимум составит 1300 баллов, максимум — 1800 баллов.

Балльная система оценки беспилотников

Под балльную систему попала продукция со следующими кодами (в соответствии с ОК 034-2014 (КПЕС 2008): 30.30.31.130, 30.30.32.131, 30.30.32.132, 30.30.32.141, 30.30.32.142, 30.30.32.133, 30.30.32.134, 30.30.32.143, 30.30.32.144, 30.30.32.151, 30.30.32.152, 30.30.32.153, 30.30.32.154, 30.30.32.155, 30.30.32.190. Эта группа продукции БАС включена в раздел XXVIII “Продукция авиационной промышленности” приложения к ПП № 719.

Суммарное количество баллов зависит от использования того или иного вида комплектующих. Набор достаточного количества баллов позволяет внести продукцию в реестр Минпромторга. А это, в свою очередь, даёт производителям и разработчикам преференции при заключении госконтрактов. Законы о госзакупках и регулировании импортозамещения в сфере БАС обязывают госзаказчика использовать товары отечественного производства, а также ориентироваться на шкалу, которая определяет необходимый процент отечественных комплектующих в изделии.

Сколько же баллов необходимо набрать для включения беспилотных систем в Реестр российской промышленной продукции?


Введение балльной системы будет происходить поступательно.

  • Так, весь 2024 год минимальное количество баллов, которое необходимо набрать для локализации продукции, должно быть не менее 400, а максимальное — не менее 800 баллов.
  • не менее 400 баллов: для БАС под кодами 30.30.32.133, 30.30.32.134, 30.30.32.143, 30.30.32.144, 30.30.32.151, 30.30.32.152, 30.30.32.153, 30.30.32.154, 30.30.32.155
  • не менее 600 баллов: для БАС под кодами 30.30.32.131, 30.30.32.132, 30.30.32.141, 30.30.32.142
  • не менее 800 баллов: для БАС под кодами 30.30.31.130, 30.30.32.190

Вывод

Изменение требований в оценке локализации беспилотников реализуются Правительством России в связке с различными мерами поддержки отечественных производителей. Такой подход к развитию новой отрасли, по задумке законодателей, простимулирует локализацию производства продукции БАС и снизит зависимость внутреннего рынка от иностранных поставок беспилотных летательных аппаратов.