Найти в Дзене
Таня-джан

Кажется, время заброшек в Цхалтубо подходит к концу

Именно с такой мыслью я уехала из этого города. Как будто тем, кто давно собирался в Цхалтубо, но все никак не собрался до сих пор, стоит исполнить свою задумку в ближайшие год-два. Расскажу в этой заметке, почему.

Если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях.

Город Цхалтубо славился своими целебными источниками, и в советское время здесь работало много санаториев, путевки в которые были очень популярны. С развалом Советского Союза все это великолепие, к сожалению, пришло в запустение.

Поскольку мы небольшие фанаты заброшек, а просто хотели бы дополнить свои представления о Грузии еще и таким впечатлением, решили обойтись одним санаторием. В интернете написано, что самый красивый из них — «Металлург», туда мы и направились.

Это «Железнодорожник», не «Металлург». Просто мимо проходили
Это «Железнодорожник», не «Металлург». Просто мимо проходили

Мы припарковали машину на парковке между санаторием «Тбилиси» и Цхалтубским парком, прошлись по парку, перекусили и отправились на поиски приключений😁

Путь к «Металургу» пролегал мимо «Железнодорожника». Мы поднялись по ступеням, но пройти внутрь не решились, поскольку услышали голоса не совсем считываемого настроения. Чьи голоса, спросите вы? Вот уже долгое время в этих санаториях живут абхазские беженцы; снаружи здания кажутся необитаемыми, но жизнь в них выдают мелочи — вывешенное белье, спутниковые тарелки, современные (ну, плюс-минус) трубы.

К сожалению, фасад «Металурга» сфотографировать не удалось (но в интернете он есть, если интересно), потому что отвлекли как раз-таки местные обитатели. Перед зданием стояла машина, в которую собирался садиться мужчина; завидев нас, он направился нам навстречу.

В ходе небольшой беседы он рассказал, что раньше в «Металурге» жили 900 человек, сейчас же осталось всего пять семей. И то в ближайшее время они получат жилье и уедут. Санаторий уже выкупили и в течение года планируют начать работы по реконструкции. А пока же собственник нанял для неспешной уборки женщину, которая может открыть и все показать нам.

Если попадете туда, будьте готовы к тому, что за это с вас попросят символические 10 ₾ (350 ₽) с человека. Нам встретивший нас мужчина намекнул на это ну очень непрозрачно!
В ходе прогулки мы прониклись и сами приготовили двадцатку, чтобы поблагодарить за уделенное время женщину и сменившего ее мужчину, и все равно заявление на выходе про платный вход нас удивило.
Если нет с собой налички или желания ее отдавать, с обратной стороны здания можно пролезть в него через актовый зал. Там выбиты окна, и дыры заложены чем-то вроде пружинных матрасов. Основные помещения вы посетить сможете, но не знаю, как отреагируют на это обитатели санатория.
Нам открывают двери во внутренний дворик
Нам открывают двери во внутренний дворик

Там был красивый сад, но все заросло...

-3

В помещении библиотеки сохранились какие-то кассовые документы:

-4

В интернете пишут про злых собак из «Медеи», но в «Металлурге» живет милая Пушка (или Пышка, я не расслышала):

Она готова на все ради того, чтобы ее погладили
Она готова на все ради того, чтобы ее погладили

Одно из самых известных помещений «Металлурга» — зал с деревом:

А вот этот милый рисунок в сети почему-то обделяют вниманием:

-7

С этой стороны тоже можно попасть внутрь беспрепятственно. Главное, чтобы не было претензий со стороны местных.

-8

Все разрушено, а ведь раньше было очень красиво.

-9

В блоке с кухней, столовой и баром кто-то составил высококонцептуальную (😅) композицию:

-10

А вот зал с сохранившейся люстрой:

-11

На самом деле ты сразу попадаешь сюда, но «гид» предлагает повременить с фотографиями, вернуться сюда после осмотра первого этажа и уже хорошенько все запечатлеть.

Люстре уделяют особое внимание...

-12

Нас не только провели на второй этаж, откуда ее можно получше рассмотреть, но и зажгли ее:

Если люстры зажигают, значит это кому-нибудь нужно
Если люстры зажигают, значит это кому-нибудь нужно
-14

Как нам рассказали, зал третьего этажа использовался для танцев:

-15

Еще в нем перед окном почему-то стоит скамейка, похожая на уличную.

Я представила себе, как на ней сидели и любовались закатами, но окно выходит на север, не особо, наверное, что-то видно в закатный час
Я представила себе, как на ней сидели и любовались закатами, но окно выходит на север, не особо, наверное, что-то видно в закатный час

С третьего этажа можно выйти на террасу, наш второй «гид» повел нас смотреть на сохранившиеся украшения и магнолию:

А это уже мы на четвертом:

-18

Вид с балкона, на которой мы попали через один из номеров на четвертом этаже
Вид с балкона, на которой мы попали через один из номеров на четвертом этаже

Посещение заброшенного санатория одновременно удивило и опечалило. Сейчас в этом месте жизнь еле теплится, держится за счет последних беженцев, хотя раньше оно было полно жизни, и причем благополучной. Мне нравится думать о людях, которые там оставались, представлять себе, как они танцевали на третьем этаже, наслаждались видами, вдыхали аромат магнолий, весело болтали за едой в столовой, смотрели выступления в актовом зале, листали книги в библиотеке, уезжали на автобусе к источникам и возвращались чуть более здоровыми...

Наверное, когда санаторий восстановят, все постепенно вернется. В то, что это время уже не за горами, я верю. Санаторий «Тбилиси», вон, уже в работе.

-20

У него обновляют ограду, внутри — стройматериалы и строительные леса. Раздается громкая музыка из колонок, под которую людям легче работать. Значит, и до «Металлурга», и до остальных скоро дойдет дело.

***