Найти тему
BibleBiker

Чек-лист по Матфею

Оглавление

Сегодня – о характерных особенностях евангелия от Матфея, которые помогут не перепутать его содержание с каким-нибудь другим.

Это приблизительная буквенная версия утреннего видео для тех, кто, как и я, видеофоб.

Решила всех евангелистов оформить в одной палитре =)
Решила всех евангелистов оформить в одной палитре =)

Зачем вообще это нужно?

В четырёх канонических евангелиях нередко один и тот же сюжет излагается немного по-разному. Иногда бывает, что какие-то детали опущены в одном евангелии, но проговорены в другом. Знание целей и задач каждого текста помогает уменьшить путаницу и объяснить мотивы отдельных композиционных решений.

Откуда дровишки

Свидетельства о каждом древнем тексте бывают двух видов: внутренние и внешние. Внутренние – это то, что памятник может сам рассказать о себе. Его слова-паразиты, наиболее часто повторяющиеся синтаксические конструкции, имена, названия, лексикон – всё это даёт нам представления о том, кем, когда и для кого текст мог быть написан. А внешние свидетельства – это другие тексты и авторы, которые что-то сообщают нам о времени, месте и задачах исследуемого памятника.

Для евангельских текстов внешних данных своего времени совсем немного. Один из самых известных свидетелей рубежа Ⅰ-ⅠⅠ веков – епископ Папий Иерапольский, один из «мужей апостольских» - то есть человек, заставший при жизни первое поколение христиан и апостолов. Он составил пятитомное сочинение «Речения Христа», которое до нас дошло не полностью, а лишь в последующих цитатах. И вот в этих-то цитатах и есть самые ранние внешние свидетельства о евангелии от Матфея.

1. Время написания

В порядке расположения евангелий в каноне Матфей стоит первым. Это отражает церковное предание, дошедшее до нас через свидетельство святителя Папия. Предание состоит в том, евангелист Матфей писал раньше остальных. Академическая традиция с этим не согласна и пальму первенства отдаёт Марку. Вообще-то все согласны, что все четыре евангелия были написаны в Ⅰ веке, спор только о порядке, какое было хронологически первым.

2. Язык

Тот же епископ Папий сообщает, что евангелие от Матфея изначально было написано на еврейском языке, а лишь после переведено на греческий. До нашего времени оригинала на еврейском не дошло, однако греческий текст полон гебраизмов и хорошо ложится при обратном переводе с греческого на иврит и даже арамейский. Если семитский оригинал действительно когда-то был, то значит, евангелие от Матфея – единственная книга Нового Завета, написанная не по-гречески.

3. Предполагаемые адресаты

В тексте евангелия от Матфея значительное количество непрямых отсылок к Ветхому Завету, не говоря уже об огромном количестве цитат и указаний на исполнившиеся пророчества. Очевидно, что автор предполагал хорошее знакомство читателей с ветхозаветными текстами. Например, только в евангелии от Матфея рассказывается об избиении младенцев при рождении Христа – чтобы мы вспомнили аналогичную сцену при рождении Моисея, описанную в книге Исход. К наставлениям ученикам в 10 главе по Матфею прибавляются слова о том, что апостолы не должны ходить ни к самарянам, ни к язычникам, а только к иудеям – хотя в похожем наставлении ученикам в евангелии от Луки таких слов нет. По всему видно, что адресаты евангелия от Матфея – иудеи, причём достаточно образованные, знающие ветхозаветные Писания.

4. Символ

Из сказанного выше выводится символ евангелиста Матфея.

-2

В традиционной церковной экзегезе сложилось представление, что раз в Ветхом Завете есть тетраморф – ангел с четырьмя лицами (льва, быка, орла и человека), а в Новом Завете есть четыре же евангелиста, то можно установить между ними соответствие.

Соответствие устанавливалось исходя из представления, какое качества Христа наиболее выражено в каждом из евангелий. В версии Матфея больше всего говорится о человеческой природе Мессии – ведь он писал для иудеев, ожидавших царя из рода Давида, то есть человека, который восстановит царство Израиля и полноту исполнения Закона. Даже начинается это евангелие с родословия Христа, то есть с истории о Его человеческом происхождении. Поэтому символом евангелия от Матфея стал ангел с человеческим лицом.

NB: у ангелов совсем необязательно вообще есть лица, не только человеческие =) но об этом в своё время.