Если в детективных повестях или романах, начиная читать, мы, как правило, не допускаем и мысли, что преступник не будет раскрыт, если не для служителей закона, то для читателя или что останется какая-то существенная недосказанность, вызывающая сомнения, в коротких литературных формах иногда читателю позволяется самому додумать финал. К примеру, в рассказе «Кто убил полковника» (словенский автор Карел Мюске) в доме обнаружен труп полковника – хозяина особняка. При этом похищены драгоценности покойной жена полковника. Главный герой, от имени которого ведётся повествование, в тоже время сам по себе подозрительная личность, берётся за сорок минут до приезда полиции вычислить преступника. В круге подозреваемых – все кто был в доме в момент убийства (а это тринадцать человек). Побеседовав с некоторыми, выявив мотивы и возможности каждого, он приходит к определенному выводу, указывающему на убийцу. В ходе разбирательства неожиданно погибают ещё двое. В итоге он делится со своими выводами (по