Прежде чем перейти к дореволюционному периоду, считаю важным поговорить о происхождении фамилий, временных рамках их появления.
Долгое время фамилий на Руси не было, обходились именами, отчествами и прозвищами. В ранних летописях 13 века упоминания о фамилиях касались только Новгородских земель. Обязательными стали для князей и бояр с 16 века, позже для дворян и купцов.
Первыми дополнение к имени получили крупные землевладельцы но названию земель - Вяземский, Тверской, Новгородский и т.д. После них богатые и влиятельные купцы, больше на севере. Их фамилии отражали трудовую специализацию – Рыбников торговал рыбой, Мясников мясом. Тогда же появились двойные фамилии, сочетающие пару факторов – Лобанов-Ростовский, скорее всего, первая часть от клички предка.
Основная часть фамилий образовывалась от прозвища. Например, у пращура Романовых боярина времен Ивана Калиты, Андрея Кобылы было 3 сына – Семен Жеребец, Александр Елка Кобылин и Федор Кошка. От них произошли Жеребцовы, Кобылины и Кошкины. А откуда взялись Романовы? В один прекрасный момент потомки решили, что фамилии от прозвищ не знатно и поменяли их, да не один раз. В результате, по имени одного из потомков Андрея Кобылы стали Романовыми. Эта тенденция касается не только знати.
Некоторые дворяне были не русскими по происхождению, зачастую их фамилии трансформировались, как пример, Хомутов к лошадям никакого отношения не имеет, трансформировалась из Гамильтон. Основателем рода Чичериных был переводчик Чичерини, фамилия Соларёв трансформировалась из итальянского Солари (руководил строительством Кремля).
Крестьяне до 19 века довольствовались отчествами и прозвища, причем прозвище частенько давал барин, считавший себя остроумным. Так появились Васьки Дураковы или Федьки Безмозгловы. После отмены крепостного права крестьянство постепенно фамилии получило. Чаще всего:
- по имени предка (в метрических книгах Иван Петров – это Иван, сын Петра, а Иван Иванов Петров уже того Петра внук, закрепивший фамилию)
- по прозвищу (звали Вашего предка сельчане "лопух", стали Вы Лопуховым)
- по месту жительства (в одной деревне Новосёлки все могут быть Новосёлкиными, это совсем не означает родство)
- по иным географическим названиям (жил у оврага, будешь Оврагов)
- по специальности (был ваш прадед пастухом, Вы Пастухов)
- по фамилии помещика (предок служил у Шереметева, его и назвали Шереметев, имея в виду, что именно его крестьянин). Здесь сразу поясню, что если Ваша фамилия принадлежит к громким общеизвестным, не торопитесь искать в себе голубую кровь
Священники получали фамилию в семинарии, чаще всего как бог на душу положит. Хорошо учится семинарист, прилежен, будет Серебрянским, проштрафился, попал в немилость, легко поменяют фамилию на Бестолковский.
Антропонимика – это целая наука. Есть замечательный труд русского немецкого происхождения Унбегауна "Русские фамилии", там расписано в деталях.
Во всех сословиях фамилии, образованные от крестильных имен или прозвищ подчинялись своеобразным правилам. К крестьянам это относится почти на 100%
Суффикс -ов- присоединялся к именам, оканчивающимся на твердые согласные: Петр-Петров, Смирной-Смирнов
Суффикс -ев- присоединялся к именам, оканчивающимся на -ь, -ий, -ей или -ч: Сергей-Сергеев, Медведь-Медведев
Суффикс -ин- присоединялся к именам, заканчивавшимся на гласные -а, -я: Ворона-Воронин, Илья-Ильин
- Как правило, боярские и княжеские фамилии образовывались с помощью суффикса -ск- Шуйский, Вяземский – по географическому названию владений, либо по имени/прозвищу родоначальника, такие фамилии отвечали на вопрос "чей?" – Калита-Калитовский, Грозный-Грозновский.
Дворянские фамилии с иноязычной основой получались чаще всего объединением – Фонвизин от нем. фон Визен, добавление суффикса – Лермонтов от шотл. Лермонт.
Иноязычные основы давались незаконнорожденным детям – Герцен от нем Herz "сердце". С побочными детьми, впрочем не церемонились, просто сокращали собственную фамилию: Бецкой из Трубецкого, Пнин из Репнина, Го из Голицына
- Служилые часто назывались по месту проживания с суффиксами попроще: Москва-Москвичев, Тамбов-Тамбовцев. "Нефамильными" суффиксами, одозначая жителя территории в общем: Костромич, Беломорец. Зачастую, вовсе обходились без суффикса: Дунай, Галич.
- Фамилии священников часто складывались из названия церкви или церковного праздника, все с ем же княжеским суффиксом -ск-: Покровский, Троицкий. Искусственно образовывались от церковно-славянских, латинских и греческих слов: Бобров стал Касторским (лат. castor "бобёр"), Скворцов Струницким (лат. sturnus "скворец")
- Значительный след в русских фамилиях оставили татары: Юсуповы потомки мурзы Юсупа, Ахматовы – хана Ахмата
Всё без исключения население страны имело фамилии только к 1920 году.
Меняли фамилии всегда, по разным причинам, например, родной брат Марата, дороживший жизнью в России поменял на Де Будри в 18 веке. Один из баронов фон Дервизов в начале Первой мировой просто перевел на русский, стал Луговым и пожил до смерти в 1950-х, преподавая математику в селе Максатиха. И до и после революции смена фиксировалась документально, но... Неразбериха революционной поры повергла в нокаут потомков. Бывало, что фамилию записывали в документ со слов, назвать можно было какую угодно, полностью перекрывая возможность проследить свои корни. Надеюсь, никто из вас не столкнется с подобной ситуацией.
Для чего все это долго писала? Фамилия, бывает, подсказывает принадлежность к сословию, вряд ли Пастухов из дворян, а Шуйский из крестьян. Но всякое может случиться. Если в своих поисках Вы наткнетесь на то, что у Вас, Иванова, прапрадед был Петровым, а пра5 Сидоровым, не торопитесь удивляться, и такое может быть. Главное, чтобы не свернуть с дороги предков на тропу иного сословия, надо тихими шагами опускаться в прошлое.