Юкагиры - один из малочисленных народов России. Они территориально делятся на две группы: тундровые и таежные. В Якутии, между реками Индигирка и Колыма, в Нижнеколымском районе - живут тундровые юкагиры.
В Сайманчанском районе Магаданской области - проживают таежные юкагиры. Юкагирский язык входит в палеоазиатскую группу языков. Среди языков Северо-Восточной Азии он занимает особое положение. Юкагирский язык считается изолированным языком.
Уральские языки и юкагирский язык имеют много общих слов. Юкагиры являются потомками коренного населения Северо-Восточной Сибири. Их предки были озерными и речными рыбаками и охотниками в эпоху неолита. Они использовали керамическую посуду и землянки каноэ.
До прихода русских людей они жили на разбросанных территориях. То есть на западной части реки Лены и до восточного Анадырского бассейна. Русские люди впервые появились здесь в 1633-1639 годах.
До их прихода юкагиры страдали от репрессий чукчей и эвенов, от эпидемии кори и чумы и от чумы северных оленей. Юкагиры были рады русским исследователям и помогали им во всем. После создания СССР юкагиры стали жить гораздо лучше.
В 1929 году правительство помогло юкагирам реорганизоваться для оленеводства и охоты на пушных зверей. В 1931 году начали открываться школы. К началу Великой Отечественной войны была полностью ликвидирована безграмотность среди взрослых.
В тундровых и таежных поселениях были открыты фельдшерские пункты и больницы. Основой существования юкагиров были дикие олени. Но и разрешалась охота на песцов, лосей, зайцев и куропаток. В летний сезон возле озер ловили рыбу. Среди тундровых юкагиров был патрилокальный брак.
А среди таежных матрилокальный брак. Но в обоих группах наследство передавалось по мужской линии. В 18 веке юкагиры приняли христианство. Традиционные верования все равно не утратили свою силу.
Культ сотрудничества и обмена у них всегда был в почете. Добытых на охоте животных они всегда считали гостями. Юкагиры считали, что, если они окажут честь этим животным. То они сново вернутся в этот мир в качестве гостей. Из этого талантливого народа вышли талантливые писатели.
Один из них Николай Спиридонов (псевдоним. Теки Одулак). В 1939 году вышла его повесть "Жизнь Имтурфинга старшего". В ней он описывал обычаи и тяжелую, сложную жизнь своего народа.
Спасибо всем, кто дочитал материал до конца! Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь на канал! Также не забудьте взглянуть на данную статью на нашем сайте. Это поможет его развитию.