Дорогие читатели, мы стараемся предлагать вам материалы таким образом, чтобы статьи концептуального плана (идеи, принципы, знания) сочетались с примерами практической работы. На наш взгляд, первое направление интереснее (идейный план), поскольку все формы рождаются всё-таки из идей, а творчество учителя и воспитателя ценно именно возможностью подвижности форм и методов, которые при живом интересе учителя и ученика постоянно меняются, не повторяются.
Но вот, в качестве примера, диалог с учениками во время подготовки к вечеру-концерту, посвящённому Дню Культуры. Для чего такие беседы в классе, когда идёт напряжённая подготовка к выступлению и когда традиционно "все силы" – в репетиции выступлений? – Для того, чтобы исполнение было сознательным. Давно пора изменить эти традиции, когда исполнитель – "иллюстрирует" некое "содержание" (лекций, бесед), сам не ведая "ни замыслов ни смыслов", занятый лишь своей пьесой, причём, "не мысля" даже в рамках содержания исполняемого произведения.
Если кто-то думает, что разговоры на "философские" темы с учениками – лишь "для общего развития", то он ошибается. Такие беседы дают нам более высокий уровень художественности исполнения, и утончение всех музыкально-исполнительских возможностей и качеств ученика. Не говоря уж об очевидном преимуществе – сознательное участие в общем творческом действии даёт "дополнительное" воодушевление.
Итак, пример беседы с учениками на тему о том, что есть величие достижений в искусстве и в жизни.
– Хочу быть великим музыкантом.
– А я хочу быть великим художником.
– А что значит: "быть великим?"
– Это когда что-то великое сделал. Играешь очень-очень хорошо, и музыку пишешь.
– А по каким признакам узнается "величие"? Мы ведь знаем, что большинство ценностей в искусстве, науке далеко не сразу признавались человечеством.
– Великое – это что-то такое, чего не было раньше. Что-то новое.
– Значит, сделал что-то такое, чего другие не делают и ты – великий? Один злодей разрушил храм… И теперь все знают, что он "великий злодей"…
– Нет, надо сделать что-то доброе, красивое.
– И чтобы все непременно об этом знали: вот он великий, он делает доброе и красивое?
– ?…
– Думали ли вы когда-нибудь, что люди, человечество "знают" лишь об очень и очень немногих великих… Что многие великие труды – труды на благо людей, ради совершенствования людей – "живут Пространственно", в пространстве нашей общей жизни… И эти творцы великих дел – неизвестны.
– Почему? Как это "в Пространстве"?
– А откуда мысли красивые, которые приходят к вам, ваши "озарения", "вдохновения"?
– Из Пространства…
И у всех этих идей, мыслей, и у каждой доброй силы, действующей на земле и в Космосе, есть "Авторы", Творцы…
– А почему мы их не знаем?
– Добро и Красота потому и добрые и красивые, что делаются не ради того, чтобы их "знали", а ради Добра, ради Красоты…
– Значит, хотеть быть великим – это нехорошо?
– Почему же… Можно и нужно быть великим добротворцем, т.е. делать много-много добра, видимо и невидимо осуществлять такие дела и действия, которые продвигают человечество к Добру. Не думая об известности или неизвестности. Ведь каждый из вас родился на земле ради какого-то добра… И найти этот подвиг не просто. Поэтому начинать действовать надо, не откладывая.
– А как?
– Каждый день думать: "какое добро я сегодня могу совершить?"
У учеников Пифагора были следующие правила. Первое: не засыпать, пока не вспомнишь, проанализировав, весь свой день. Второе правило: каждое утро, на восходе Солнца, устремлять свой дух к Солнцу, в торжественности, любви и преданности, думая: "Буду как Солнце. Сердце мое – как Солнце".
– А как определять, что лучше сделать сейчас?
– Начать с честного исполнения того, что является твоим долгом. Честно, качественно, заинтересованно, без мыслей о поощрениях и наказаниях, выполнять свои обязанности ученика и человека, пришедшего, чтобы помогать людям, помогать стране, планете осуществлять "великое": Добро, Красоту, Свет…
Примеры тем, которые можно предложить ученикам для самостоятельных размышлений, устных или письменных ("сочинений", "эссе" и т.д.):
1. Подвиг и героизм в современной жизни. Подвиг артиста, подвиг художника…
2. Что есть благородство? В чем достоинство человека? В чем ценность творчества?
3. Человек на земле, в Космосе, в Бесконечности… Сотворчество. Сотрудничество: человека с человеком, человека с Миром Высшим…
4. Музыка инструментов и музыка сердца… "Слышимое ухом и слышимое сердцем"… Музыку слышат или видят?…
5. Консонанс и диссонанс в музыке и жизни. Ответственность человека.
6. "Необычное" в жизни.
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью этот наш материал в Бюллетене "День Культуры"… – на сайте "Живая Школа".