"Ни в какие ворота! Я по нему работать не буду!
Изъять, сжечь и по ветру развеять!"
Эти слова принадлежат уже знакомой вам возрастной учительнице математики, посланной небом моей любимой бедовой поселковой школе.
В начале этого учебного года нас, школьных учителей и репетиторов, осчастливили новой редакцией учебника по математике автора Виленкинa. Теперь именно по нему и только по нему пятиклассники всей страны будут учить математику.
Мы понимаем, что быстро такие глобальные дела не делаются, у кого-то ещё могут быть и другие редакции, не 2023 года, а кое-где вообще другие авторы могут попадаться.
У кого другие – молчите. Тихо сидите и молитесь, чтобы вас эта редакция обошла стороной.
Потому что она кривая и с ошибками. Мы уже с вами обсуждали странности, несоответствия и нелепости этого учебника.
И то была предыстория, лёгкая прогулка.
***
Самое ужасное, что в пятом классе начинают проходить обыкновенные дроби.
"Ну и в чём ужас-то?! И в ранних редакциях такое же было! Автор! Что вы нам тут? Переработали?!"
Да, много работаю. Очень (как раз из-за вот таких диких редакций, на скорую руку слепленных).
Кем? Кто лепил?
Даже не сомневаюсь. Они. Гости с далёкого Альдебарана. Я до тех пор буду писать о вредительском вмешательстве инопланетного разума в систему школьного образования, пока мне не поверят.
Шутка. Почти.
Ладно, отклонилась. Вернёмся к дробям. Перед вами два оглавления. Одно за 2019 год, а другое за 2023 г. (листайте вправо, пожалуйста):
Непосвящённый читатель даже не заметит разницы. Тогда сразу будет понятно, что он не сидит долгими вечерами с детьми, пытаясь объяснить тем, как приводить дроби к общему знаменателю,
не имея на то инструмента.
А где же инструмент?
Наши космические друзья что-то перепутали и оставили его в шестом классе! Забыли вставить эти темы в пятый!
Так, я злюсь, поэтому рассказываю сумбурно.
Обыкновенным дробям действительно выделяется место и в том, и в другом вариантах.
Однако, если в учебнике 2019 года повествование останавливается на дробях с одинаковыми знаменателями, то в версии за 2023 год мы видим и сокращение, и приведение дробей к общему знаменателю.
В редакциях, с которыми мне, репетитору, приходилось сталкиваться, в пятом классе давалась щадящая доза дробей, чтобы ребятишки привыкли и втянулись, а в начале шестого класса их уже погружали:
В НОД, Наибольший Общий Делитель, он необходим в сокращении.
И в НОК, Наименьшее Общее Кратное. Это и есть Наименьший Общий Знаменатель.
Это целая история, как раскладывать числа на простые множители, что потом делать с этим разложением, куда применять!
А в новой редакции этих важнейших для понимания и работы с дробями инструментов нет! Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями есть, а инструментов приведения к общему знаменателю, именно к наименьшему, а не к какому попало, нет! НЕТ!!!
– Я не понял, как сокращать, как искать этот заниматель общий – обречённо выдыхает томный пятиклассник.
– Знаменатель. Учительница в школе что говорила? Показывай классную работу!
А там... ничего. Никакого разложения. От вольного. По наитию. Как интуиция подскажет.
"Или знание таблицы умножения...", – воспряли критики.
И снова упрекну некоторых товарищей в легкомысленном отношении к современному образованию.
Таблицу умножения никто не знает! Вы что?! Не принято!
У меня девятый класс, девятый(!!!) её не знает! Учить приходится! А тут пятый! Да мы пополам разделить не можем! А вы говорите...
Сейчас уже пошли тройки-двойки по контрольным. Даже у сильных ребят (сужу по сведениям, которые до меня долетают из разных школ).
В нашей бедовой школе умница и профессионал справляется при помощи огромного опыта. Ещё ей помогает смелость, потому что она чихать хотела на этот учебник. Пользуется своими наработками и другими пособиями.
***
Вернувшись после летних каникул, семья откроет учебник за шестой класс, увидит НОК/НОД и облегчённо зарыдает. Но будет поздновато, так как оценки уже скатились, а выбираться из ямы всегда тяжелее.
На мой взгляд, проще в неё не попадать, то есть, всегда держать руку на пульсе, тормошить учителей и копать в интернете.
Добавлю: если у вас провалится такая архиважная тема, как обыкновенные дроби со всеми их фишками и плюшками, то в старших классах вам будет максимально горько, невыносимо тяжко и ежедневно мучительно. Поверьте.
"А репетиторы-то что делают? Как выкручиваются?!"
Я своим способом пользуюсь. По учебнику разложение числа на простые множители даётся вертикально, а я рисую колбаски и в них учу расписывать горизонтально. По сути одно и то же. Просто версия в строчку легче ребятами воспринимается.
Ну и ещё парочка секретов. Короче, тоже наработки имеются.
У моего ученика уже многое получается.
***
Кто станет говорить, что редакция 2022 или 2021 года тоже/не тоже плохая/хорошая – не знаю. Я не нашла. Пишу только о том, в чём уверена, к чему имею непосредственное отношение, что видела лично.
Честно? Лучше бы не видела.
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.
Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏