Гамлет — не только центральный персонаж одноименной пьесы Шекспира, но и значимый архетип в истории мировой культуры.
Мы уже говорили о том, что такое архетип в литературе и разбирали это явление на примере другого образа:
Гамлет отличают следующие узнаваемые черты:
стремление к нравственному идеалу, душевная усталость, аристократизм духа.
Принято считать, что прототипом Гамлета был принц по имени Амлет из скандинавских саг Снорри Стурлусона. Исследователи говорят о том, что Шекспир при написании своего «Гамлета» опирался на версию Саксона Грамматика, средневекового датского летописца, создавшего «Историю данов».
У последнего мы уже встречаем узнаваемый сюжет: противостояние дяди и племянника в борьбе за власть:
- «Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умён и хитёр. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошёл с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась». Саксон Грамматик упоминает и о безумии Гамлета. Тем не менее, различие в сюжетах заключается в том, что в летописи Амлет становится королем и правит со своей женой. У Шекспира Гамлет убивает короля и умирает сам, говоря Горацио: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть».
Глубина и новаторство пьесы Шекспира заключались в том, что английский драматург сосредоточился на изображении внутреннего состояния персонажа, его душевных метаний и сомнений, а не на фиксации внешних событий, повествующих о борьбе за власть.
Образ Гамлет становится любим и в русской литературе, и в зарубежной. Особый интерес к герою наблюдается в 20-е годы XIX века, что во многом обусловлено распространением романтических тенденций в культуре. Гамлет — «идеальный» романтический герой, мятежник, чье поведение идет вразрез с нормами общества, в котором он живет. Принц особенно тонко чувствует этот мир, но его безумие остается загадкой даже для него самого.
Позднее (во второй половине XIX века) Тургенев напишет речь «Гамлет и Дон Кихот», с которой в русской литературе связано понятие гамлетизма. Гамлет для Тургенева — лишний человек. Враждуя с прогнившим насквозь обществом, с его ложью, герой не может до конца поверить и в свою истину. Среди лишних людей оказываются не только герои Тургенева. Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин, Лаврецкий, Обломов — все они несут на себе отпечаток гамлетизма. Герцен говорил о том, что надежды героев рушились, это и служило модой на «траур датского принца».
А. П. Чехов работал над пьесой «Иванов» в восьмидесятые годы XIX века. Свой творческий замысел он характеризовал следующим образом: «Я лелеял дерзкую мечту суммировать все то, что доселе писалось о ноющих и тоскующих людях…». Иванов мучается вечными вопросами: «Я умираю от стыда при мысли, что я, здоровый сильный человек, обратился не то в Гамлета, не то в Манфреда, не то в лишние люди... сам черт их разберет! Есть жалкие люди, которым льстит, когда их называют Гамлетами или лишними, но для меня это — позор!». Чехов осмысливает «игру» в гамлетизм как нечто пародийное и недостойное.
Гамлет особенно важен для контекста культуры Серебряного века.
У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь, —
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
(Анна Ахматова, «Читая Гамлета»)
— На дне она, где ил
И водоросли... Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я ее любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
— Гамлет! (Марина Цветаева, «Диалог Гамлета с совестью»)
Особое значение образ Принца Датского имеет в поэзии Александра Блока, которого современники называли Гамлетом русской поэзии. Будучи юным, Блок грезил театром и ему самому посчастливилось играть роль «узника Эльсинора», его будущая жена Л. Д. Менделеева выступила в роли Офелии.
Воспоминания об этом дне Блок сохранит надолго. Шекспировская тема пронизывает все творчество Блока:
Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увёл далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
В эпоху рубежа веков особенно популярным становится образ героя, находящегося в разладе с временем и самим собой. Гамлет продолжает волновать читательское воображение и по сей день.