Плановое развитие Севморпути до 2040 года требует строительства 158 транспортных судов — соответствующие расчеты провели специалисты ЦНИИ морского флота. Ключевая проблема — у судостроительных предприятий на данный момент не хватает мощностей и технологий, чтобы справиться с таким масштабным заказом.
Глава института Сергей Буянов отметил, что на сегодня завершено строительство 30 кораблей арктического класса — на трассе работают 15 газовозов, 10 танкеров и пять контейнеровозов. При этом уже к 2025 году потребуется 68 крупнотоннажных арктических судна, к 2030 году это количество увеличится до 121 единицы.
Даже при пессимистическом сценарии развития грузопотоков на горизонте 2030 года при легком типе ледовой навигации потребуется до шести атомных ледоколов проекта 22220. Средний темп навигации предполагает наличие 11-12 ледоколов — без учета кораблей, которые будут обслуживать судоходство в устьях сибирских рек.
Без инвестиций в отрасль плановые показатели грузоперевозок по СМП, которые к 2030 году должны достичь 216 млн тонн, окажутся под угрозой. В условиях тотальных санкций новый флот танкеров и газовозов — необходимый фактор обеспечения стабильного экспорта углеводородов в восточном направлении.
Сейчас крупнотоннажные суда в России возводятся только на верфях «Звезды». Однако предприятие уже загружено заказами на 10-15 лет. Таким образом, государству предстоит в сжатые сроки определиться с местом строительства остального арктического флота. Один из вариантов — появление в стране второй крупнотоннажной площадки.
Еще один рассматриваемый сценарий — техническое перевооружение существующих заводов. В частности, прорабатывается вариант с модернизацией «Балтзавода», что позволит сократить цикл строительства арктических кораблей почти в три раза. Однако все эти варианты потребуют значительных инвестиций.
Российская внешняя торговля в настоящее время обеспечивается флотом всего на 10%, потенциал для роста огромный. Очевидно, что с учетом запланированного запуска круглогодичной навигации по СМП и стартом крупных ресурсных проектов в Арктике судостроительная отрасль нуждается в масштабной перезагрузке.
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput