Интересное письмо Минфина РФ попалось на глаза.
🔷Во-первых, меня как юриста, смутил тот факт, что в письме совершенно не делается различий между результатами интеллектуальной деятельности (РИД) и исключительными правами на них.
Дата реализации РИД = дата передачи исключительных прав.
Именно такой вывод сформулирован в письме Минфина РФ от 28.08.2023 № 03-03-06/1/81502.
Если обратимся к ст. 1225 и 1226 ГК РФ, мы увидим, что есть, собственно, результаты интеллектуальной деятельности – литературные и художественные произведения, программы для ЭВМ и др.
А есть интеллектуальные права на них. В них входит, в частности, исключительное право на тот или иной объект интеллектуальной собственности (к каковым относятся и РИДы).
📍Исключительное право – право использовать РИД по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. В том числе, право распоряжаться исключительным правом
Иными словами, есть картина (РИД), а есть исключительное право на нее – право тиражировать, использовать в качестве иллюстраций и т.п.
➡️По исключительному праву на объекты авторского права, к которым относятся и программы для ЭВМ, см. мой телеграм - канал «IP – IT право с нуля»⬅️
Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль» также не отождествляет РИД и исключительное право на них🤷♀️.
Например, к нематериальному активу НК РФ относит именно исключительное право на программу для ЭВМ.
Минфин РФ же отождествил понятие РИД и исключительного права на него.
По всей видимости, это было сделано для того, чтобы подтащить ст. 39 НК РФ и п. 3 ст. 271 НК РФ для определения даты реализации исключительного права в целях исчисления налога на прибыль по методу начисления.
Подтащить-то подтащил. Ладно. Дата реализации - это дата передачи исключительного права приобретателю. Ничего плохого пока не вижу.
🔷Но и это, во-вторых.
В письме Минфин РФ, ведя речь о моменте, в который переходит исключительное право к приобретателю, лукавит и приводит п. 4 ст. 1234 ГК РФ частично. А именно, так:
«исключительное право на РИД или на средство индивидуализации переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное».
Напрашивается вывод о том, что по мнению Минфина РФ, не зависимо от того, зарегистрирована программа для ЭВМ или нет в Роспатенте, передача исключительного права приобретателю происходит в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
🙆♀️Но позвольте.
Если прочитать п. 4 ст. 1234 ГК РФ целиком, имеем. Исключительное право переходит от правообладателя к приобретателю (п. 4 чт. 1234 ГК РФ):
📌в момент заключения договора об отчуждении исключительного права,
📌в другой момент, если соглашением сторон предусмотрено иное ,
📌❗в момент государственной регистрации перехода права (если объект зарегистрирован).
Почему-то Минфин РФ «забыл» указать этот вариант в письме.
А для программ для ЭВМ он играет далеко не последнюю роль.
⚠️Программы для ЭВМ и базы данных могут быть зарегистрированы по желанию правообладателя в Роспатенте.
В любое время (пока действует исключительное право) - ст. 1262 ГК РФ.
️И, если программу или базу зарегистрировали в Роспатенте - переход исключительного права по договору об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных также необходимо регистрировать в Роспатенте.
Иначе, переход исключительного права по договору не будет считаться состоявшимся. Это следует из п. 5 ст. 1262 ГК РФ, п. 7 ст. 1232 ГК РФ, п. 103 постановления Пленума № 10 по применению части IV ГК РФ.
☝️Таким образом, в отношении иного объекта авторского права мы можем выбирать момент перехода исключительного права.
Например, можно установить, что исключительное право переходит к приобретателю после оплаты, а не в момент заключения договора.
❗️А вот для зарегистрированных программ для ЭВМ и баз данных такого выбора нет.
Если программа для ЭВМ зарегистрирована - исключительное право на нее переходит от правообладателя к приобретателю в момент государственной регистрации.
Вариантов пока нет🙅♂️
Тем не менее, зная практику фискальных органов по другим ситуациям, когда они требовали, не дожидаясь государственной регистрации, исчислять налоги (например, налог на имущество по незарегистрированному объекту и иное), напрашивается вопрос, что имел в виду Минфин РФ?
❓Минфин РФ считает, что признавать доход от реализации исключительного права на программу для ЭВМ нужно в момент заключения договора независимо от того, зарегистрирована программа для ЭВМ или нет.
❓Или, Минфин РФ позволяет сторонам предусмотреть в договоре, что исключительное право переходит в любой иной момент, независимо от того, подлежит регистрации переход права или нет.
❓А, может быть, Минфин РФ имел в виду только те случаи, когда программы для ЭВМ или базы данных не зарегистрированы в Роспатенте.
🔷На мой взгляд, в любом случае, факт перехода исключительного права целесообразно заактировать (акт приема-передачи исключительного права на… в полном объеме).
Это имеет смысл и в случае, если исключительное право переходит в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, и в случае, если оно переходит в момент государственной регистрации, и в случае, если переходит в иной момент.
Акт подтвердит факт исполнения договора и стороны смогут чувствовать себя увереннее. В том числе, ссылаться на акт в целях налогообложения.
По этому же акту можно и даже нужно передать необходимую документацию к объекту (если она требуется для реализации полученного права), а также сам объект (его копию), на который передается исключительное право (это тоже зафиксируйте в Акте).
Надеюсь, у вас не возникнет налоговых проблем.
Дополнительно рекомендую ознакомиться с моими статьями:
«SaaS – услуга или лицензия на ПО»,
«БАЗА ДАННЫХ- объект авторских и смежных прав. Проблемы защиты и решения»,
и другими в подборках:
подборка «Программы для ЭВМ и базы данных»,
подборка "Товарные знаки, изображения, фотографии и др. Как не нарушить права на них",
подборка "Налогообложение в сфере IP/IT".
Еще больше информации в моем телеграм-канале «IP – IT право с нуля».
©Береснева Н.В. 01.03.2024