Автор: Ирина Жигмунд
Наконец у нас появилась возможность увидеть новый фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные»! Фильм получился очень стильным, насыщенным многими художественными отсылками и интересными находками. Художник по костюмам Холли Уоддингтон уже получила за него премию Bafta, премию Гильдии художников по костюмам, ждем теперь «Оскар». Она дала массу интервью, я выбрала из них самые интересные моменты.
"Бедные-несчастные" - экранизация романа 1992 года Аласдера Грея, который рассказывает историю Беллы Бакстер (актриса Эмма Стоун), женщины викторианской эпохи, возвращенной к жизни доктором Годвином Бакстером (актер Уильям Дефо), который внедрил ей мозг ее же ребенка.
Рассказывает художник по костюмам Холли Уоддингтон:
«Самой большой проблемой для меня было найти способ рассказать историю Беллы, тот путь, который она прошла от ребенка в женском теле до полностью сформировавшейся женщины, через ее одежду, выбор тканей и форм.
Действие сценария происходит в 1880—х годах, но мы сдвинулись в 1890-е. Режиссер не хотел, чтобы это было похоже на историческую драму или на научно-фантастический фильм. Я показала ему модные картинки конца 19 века и ему понравились рукава-жиго («бараний окорок») 1890-х гг, потому что они были похожи на огромные легкие, пусть даже этот эффект был очень подсознательным.
Это перекликалось с идеей художников-постановщиков, создавших дом ученого-хирурга, спасшего Беллу, с элементами архитектуры и дизайна, напоминающими кожу, рубец или мозг.
Мы искали ткани с фактурой, как у живых существ, или с внутренней частью тела, органов, кишечника — материалов, которые почти дышат.
Фильм говорит о сексуальном пробуждении героини, и одежда усиливает эту идею. Мы взяли множество шелковистых, легких и воздушных тканей, которые создавали ощущение органичности. Она - неуправляемое, живое создание.
Я также предложила для нее телесные оттенки, розовые тона. Йоргос сказал: «О, вы говорите о цветах гнилого яблока». Я собрала огромную доску вдохновения с изображениями гниющих яблок, потому что в зависимости от стадии получаются разные нинтересные тона.
Я думаю, что он предложил это, потому что, на самом деле, героиня похожа на гнилое яблоко. Есть что-то очень поэтичное в его словах, которые действительно запали мне в душу
1. Белла дома
Вначале фильма, из-за того, что Белла является ребенком в женском теле, мы решили, что элегантная, утонченная женская одежда была бы для нее неуместной и странной, мне захотелось поиграть с идеями деконструкции.
По утрам служанка миссис Прим одевает Беллу в полный, подобающий случаю наряд, который в течение дня разбирается Беллой до самого основного элемента — подобно активному ребенку, снимающему свитер и остающемуся в футболке и подгузниках к обеду.
В какой-то момент Белла выходит в сад в оригинальных викторианских солнцезащитных очках, топе с рюшами и шелковых панталонах, дополненных пышным стеганым турнюром-лобстером, который чем-то напоминает пуховик Moncler.
Еще мы приняли смелое решение, которое исходило от Йоргоса, отказаться от корсета. Я работаю над историческими драмами и костюмами, поэтому отсутствие корсета было для меня серьезным шагом. Это не сработало бы для нас концептуально из-за ассоциации с контролем. Белла необузданна и недосягаема, она свободна. Она не поддается лепке и не формировалась в соответствии с общественными нормами; одевать ее в корсет было бы неправильно. Это также придает костюмам современный вид.
2. Наряд в Лиссабоне
Для поездки Белла самостоятельно выбирает наряды из тех, что ей собрала в дорогу служанка. Она, как ребенок, одевающийся из родительского гардероба.
Золотые, желтые и небесно-голубые цвета - это сочетание, которое ассоциируется у нас со многими сказочными персонажами. Она вошла в мир, и он открылся ей, как своего рода диснеевская версия. Я хотела, чтобы одежда отражала эту радость и оптимизм.
Я хотела, чтобы она вышла из отеля в чем-то действительно диссонирующем с принятым в обществе того времени. И я вспомнила ту сцену в фильме “Таксист”, когда Джоди Фостер выходит на улицы Нью-Йорка в горячих штанишках.
Белла носит манишку с оборками как блузку. Ботинки - это небольшая дань уважения Андре Куррежу. На ранней стадии разработки я изучала научно-фантастические костюмы конца 60-х-начала 70-х и моду космического модернизма. Итак, эти ботинки были основаны на идее, что у нее свободны пальцы ног — она обнажает каждую часть своего тела, включая ступни. Ботиночки с открытым носком никогда бы не появились в викторианском обществе. Они даже не показывали лодыжки.
Я хотела использовать желтый для Беллы, потому что это была идея Йоргоса сделать ей эти длинные черные волосы. (За основу был взят рисунок Эгона Шиле, на котором была изображена молодая женщина с черными волосами)
Черный и желтый - предупреждающие цвета природы. Это цвета пчел, ос и ленты с предупреждением. Белла из тех, кого нельзя игнорировать.
3. Белла в Париже
Париж - это очень черно-белый мир, очень монохромный, с этими прекрасными красными деревьями, которые придумали Шона и Джеймс. Все это очень тщательно продумано.
Для борделя у меня были собраны материалы по викторианским борделям, женщины там в корсетах, чулках и довольно сексуальных ботинках до колена - основных компонентах одежды, которые у нас ассоциируются с порнографией или секс-индустрией. Цветовая палитра часто черно-красная. А я выбрала палитру оттенков кожи, которые бывают у представителей разных рас. Мы продолжали отказываться от корсета. Вместо этого мы обнажили их грудь. У всех женщин были такие лифы с огромными рукавами, но грудь была обнажена. А потом моя команда сшила им всем по паре этих маленьких горячих штанишек.
4. Возвращение домой
Белла через многое прошла и пришла к себе. Я не предполагала, что она экспериментирует с модой. У нее есть чемодан с одеждой, и она просто надевает ее. Из-за того, на какой стадии развития она находится, одежда часто сочетается таким противоречивым образом.
Взрослея, она теряет интерес к переодеваниям, принимает решение стать врачом, что отражается на ее цветовой палитре - она становится черной, и на гардеробе, из которого постепенно уходит инфантильность.
Как сказала Эмма Стоун в одном из интервью: "В конце есть платья в стиле милитари, которые не похожи ни на что из того, что вы видели на Белле; вещи гораздо более облегающие и сдержанные, но это потому, что она пришла в то место, где выросла и решила, кто она и чем собирается заниматься. Она не обязательно ассимилируется, но там просто больше структуры"
Свадебное платье стало достижением невозможного, потому что я хотела, чтобы его рукава были похожи на воздушные шары с гелием, я хотела, чтобы оно было прозрачным.
Те каркасные трубочки, что мы в нем видим, символизируют прутья клетки, в которую этим браком загоняет себя Белла. Актрисе очень понравилось это платье. Я думаю, это был ее любимый костюм в фильме. Бывают моменты, когда думаешь: "О, какое облегчение!".
Еще больше про костюмы и кино на моем Телеграмм-канале "Кино и образ" https://t.me/lagattaciara