Найти тему
Ira-Ra-D

Папин день. И вновь о подарках. Книга - лучший подарок!

Сегодня 16 апреля. Папин день - день рождения 16 апреля 1910 года, день ухода 16 апреля 1976 года.

В первый день весны 2024 года мне пришёл долгожданный подарок из Института биологии Карельского научного центра РАН. Это сборник биографических очерков "о выдающихся учёных Института биологии Карельского научного центра РАН, которые работали в разное время и внесли большой вклад в развитие Отечественной биологической науки. С их именами тесно связана история становления и развития института. Большинство из них стали основоположниками новых для института научных направлений, основателями научных школ, наставниками молодёжи."

История в лицах.
История в лицах.

Статья о папе в этом сборнике подготовлена Евгенией Федоровной Марковской и Александром Куляпиным, тираж небольшой. Тем ценнее получить эту книгу!

Предисловие
Предисловие

И в который раз я думаю о роли Личности в истории!

В биографии Всеволода Петровича Дадыкина и работа в ещё непостроенном Магадане, и участие в освоении Северного морского пути (1935 год). В конце 1934 года в возрасте 24 лет он - консультант по северному земледелию в Комитете Севера ВЦИК.

Я знала, что его называют основоположником космического растениеводства, а из статьи узнала новый для меня статус - пионер заполярного растениеводства!

Сейчас на главной выставке страны ВДНХ проходила грандиозная Выставка-форум "Россия". А в 1937 Главсевморпуть там показывал все достижения Страны Советов на Крайнем Севере в павильоне "Советская Арктика", где была представлена и работа В.П.Дадыкина.

Упомянуто в статье и об участии Всеволода Петровича в Великой Отечественной войне. Это опечаталось и в моих детских воспоминаниях, хотя папа не любил говорить о том времени. Я была девочкой. Считалось, что военные рассказы больше для мальчишек. Вот Саша Куляпин (у нас есть родство, и Всеволод Петрович иногда посещал в Перми свою кузину Веру, тетю Саши, что-то тоже рассказывал) и запомнил лучше, смог это изложить на бумаге.

О конце войны папа вспоминал: "Когда мы вошли в город (Берлин), то ужаснулись: его центр оказался полностью разбомбленным англо-американской авиацией, а улицы завалены так, что техника еле передвигаться по ним. В боях за центр потери несли и наши танковые части: они стали лёгкой добычей немецких фаустпатронщиков. И тогда командование применило новую тактику: сначала артиллерия и огнеметчики уничтожали огневые точки врага, а после неё танки расчищали дорогу для пехоты. К этому моменту в нашем подразделении осталась только одна пушка. Но мы продолжали действовать... При подходе же к Бранденбургским воротам и Анхальтскому вокзалу получили приказ "не стрелять", кучность боя здесь оказалась такой, что наши снаряды могли попасть в своих же. Стрельба закончилась 2 мая. И вдруг наступила такая тишина, в которую невозможно было поверить. Из убежищ сталь выходить жители города, они смотрели на нас исподлобья. И вот здесь в налаживании контактов с ними помогали их же дети. Вездесущие ребята 10-12 лет подходили к нам, мы угощали их печеньем, хлебом, сахаром. А когда открыли кухню, стали кормить щами, кашей. Странное это было зрелище: где-то возобновлялись перестрелки, слышались залпы орудий, а у нашей кухни стояла очередь за кашей.

А вскоре на улицах города появился эскадрон наших конников. Они были такие чистые и праздничные, что мы решили: "Наверное, где-то под Берлином их специально переодели, подготовили". Это впечатление, а также приезд к разрушенному Рейхстагу Г.К.Жукова - он подъехал в расстегнутой шинели, улыбающийся - врезались в мою память навсегда."

После Победы Всеволод Петрович остался служить в Германии на должности старшего помощника организационно-планового отдела Управления штаба Группы Советских оккупационных войск, активно участвует в проведении аграрной реформы в разрушенной войной Германии и возвращается на Родину в июле 1946.

После демобилизации он продолжает прерванные войной исследования. Все годы его деятельность посвящены физиологии растений в сложных условиях - холодные почвы и вечная мерзлота, космос.

Организационные таланты проявляются в работе первым заместителем председателя Президиума, а затем Председателем Президиума Якутского филиала АН СССР. Одновременно руководил Институтом биологии. В это же время он много сил отдал укреплению материальной базы Института геологических наук, Ботанического сада в Якутске.

Вернувшись в 1957 году в Москву, он работает в Институте леса АН СССР. Позже назначается на должность Председателя Президиума Карельского филиала АН СССР. Как депутат петрозаводского городского совета внимательно выслушивал посетителей и старался оперативно решать вопросы, с которыми обращались люди.

В Карелии в "1961 году при его участии организуются: Институт геологии, лаборатория физиологии древесных растений в Институте леса, радиобиологическая лаборатория и научные стационары (агробиологическая станция Института биологии, лесогидрологический стационар на Киваче, Беломорский биологический стационар на мысе Картеш). Как вспоминал руководитель подразделения "Отдел математических методов" к.т.н. А.Г.Борисов, В.П.Дадыкин понимал важность математических методов в научно-исследовательской работе институтов и лично способствовал в 1961 г. Приобретению первой ЭВМ "Минск-1" группой автоматики. (В параллель с теми событиями - в 1979 году, придя в вычислительный центр ВНИИМП (ВНИИ Медицинского Приборостроения) я начала работать на ЭВМ Минск-22)!

В годы работы Всеволода Петровича в Карелии под его руководством в лаборатории физиологии и экологии растений Института биологии (заведующий лабораторией Станислав Николаевич Дроздов, чье имя я помню из детства) формируется молодёжная исследовательская группа, изучающая спектральные свойства листьев растений разных климатических зон.

Интерес к этому направлению пришёл из астрономии и получил экспериментальной развитие в Карелии. ... оказалось, что наиболее близок к марсианскому климату климат арктический и субарктических районов Земли. По чертежам Института биофизики АН СССР в Институте биологии Карельского филиала АН СССР В.П.Дадыкиным и инженером лаборатории Б.Н.Грушевским строится уникальный спектральный прибор - спектровизор, который включал интегрирующую сферу для учёта диффузио отражаемой (или пропускаемой) лучистой энергии.

Опыты на спектровизоре на агробиологической станции Института биологии проводит Е.В.Потаевич
Опыты на спектровизоре на агробиологической станции Института биологии проводит Е.В.Потаевич

Этот прибор опредедил постановку исследований оптических свойств растений в географическое разрезе в разных климатических зонах вплоть до Памира.

Почти все молодые исследователи, рабртавшие под руководством Всеволода Петровича, защитили кандидатские, а впоследствии докторские диссертации и стали ведущими сотрудниками различных научных институтов страны. Уровень научных исследований в Карелии был высоким.

Из письма О.М.Трубниковой, члены Московского Дома учёных, доцент кафедры физиологии растений МГУ, родителям Е.Н.Нечаевоц, которая уехала из Москвы в лабораторию Дадыкина: "Я думаю, что хорошо, что Катя попала в Петрозаводск. Несмотря на ряд трудностей работы и жизни в Петрозаводске, есть основное - возможность работы на современном уровне науки, а это даже в Москве не везде возможно. Дадыкин ей предоставил возможность самостоятельной работы. Это трудно, но хорошо...". (1962 год)

В 1964 году Всеволод Петрович окончательно возвращается в Москву. Работа в Карелии нашли дальнейшее продолжение и позволили включиться во вновь формирующееся направление исследования - космическое растениеводство. По приглашению Сергея Павловича Королева и Мстислава Всеволодовича Келдыша Всеволод Петрович приступает к работе в п/я 3452 (впоследствии переименованном в Институт Медико-Биологических Проблем, ИМБП) по тематике "Использование высших растений для регенерации пищи, воды, атмосферы в закрытых системах, создание фитоценозов в космических кораблях". Ещё в 1962 году Главный конструктор наметили целую программу ботанический и агротехнических исследований в космосе. Он писал: "Надо бы начинать разработку "оранжереи по Циолковскому" (ОР) с наращиванием постепенно звенья и блоками, и надо начинать работать над "космическим урожаями". ...

Первые пионерские исследования, связанные с именем В.П.Дадыкина, показали необходимость принципиально новых подходов для получения положительных результатов по космическому растениеводству. Со временем появились новые методы, новые идеи. Подключились большие научные творческие коллективы. Работа непрерывно идёт и сейчас, по прошествии такого количества лет готовится космическая оранжерея...

Деятельность Всеволода Петровича в рамках АН СССР охватывала и Московский Дом учёных (ЦДУ РАН), в котором он руководил секций биологических проблем, являлся членом Совета и членом Президиума ЦДУ. Велась интенсивная работа, активно привлекалась молодёжь, многие в дальнейшем стали крупными учёными и специалистами.

В марте 1970 Всеволода Петровича пригласили участвовать в конкурсе и он был единогласно избран заведующим кафедрой ботаники и физиологии растений Московского Лесотезнического института, где и проработал до последних лет жизни. Уже как педагог, папа считал, что задачи космического растениеводства могли бы составить новую главу физиологии растений.

Труды Всеволода Петровича многократно рецензировались в периодически печати и неизменно получали высокую оценку. Он считался одним из крупнейших специалистов в области физиологии лесных растений. Он автор многочисленных статей в энциклопедиях и соредактор переводного американского учебника П.К.Крамера и Т.Козловского "Физиология древесных растений" (1963).

Фотография была прислана с Дальнего Востока,  где он был в одной из последних командировок. Таким "домашним" я его очень любила.
Фотография была прислана с Дальнего Востока, где он был в одной из последних командировок. Таким "домашним" я его очень любила.

Светлый, энергичный, доброжелательный, принципиальный человек, привлекал к себе молодёжь. Многие годы был членом научных обществ: Географического (с 1946), Ботанического, Московского испытвтелей природы (МОИП, с 1951г). Прожил удивительную динамичную жизнь, в которой на всех этапах был верен своему первичном образованию и призванию - агроном и организатор производства! Его работа всегда была актуальной и современной, он понимал тенденции развития науки и ощущал время. Его путь - путь служения своему Отечеству!

Помню, люблю! Светлая память!

#дадыкинвсеволодпетрович, #космическоерастениеводство, #книгалучшийподарок.