Найти тему
VK Гид

Спектакль, который невозможно вывезти на гастроли: культурный инфлюенсер о премьере «Холопов» Андрея Могучего

Оглавление
Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

Уже на предпоказе в фойе и на выходе из петербургского Большого драматического театра стоял гул голосов, который можно услышать лишь несколько раз в театральной жизни. Рукоплескали Черниговская, Фрейндлих, Усатова, Сокуров; до слёз растрогался Райкин. «Холопы» — это событие сезона, которое днями и неделями будет преследовать зрителя, задавая самые неудобные вопросы. О большой премьере в БДТ рассказывает автор телеграм-канала «Театральная Вешалка» Георгий Цицишвили. Обычные зрители увидят спектакль 14 марта.

Долгие репетиции и игровые антракты

Спектакль уже по традиции обрушился на актёров как снег на голову. То и дело в последние годы режиссёр Андрей Могучий планирует ставить один материал, но внезапно выбирает другой: он хотел ставить «Чайку», но поставил «Губернатора», затем снова вернулся к классике чеховской драмы; задумывал спектакль с Алисой Фрейндлих, но выпустил «Материнское сердце». В этом театральном сезоне Могучий собирался инсценировать «Завирухи Шишова переулка» по тексту Эдуарда Кочергина (премьера всё же должна состояться), а выпустил «Холопов».

Масштабы спектакля поражают воображение. Это самая долгая по подготовке постановка в БДТ. Как и все последние спектакли Могучего, «Холопов» репетировали на «Ленфильме», и репетиции длились год. При этом часть световых и звуковых решений были приняты ЗА ДЕНЬ до предпремьеры. Как и все последние спектакли Могучего, «Холопы» настолько грандиозны, что не могут гастролировать даже в Москву: огромная разрушающаяся стена, живой оркестр, игровые антракты (во время которых спектакль продолжается — зритель может остаться в партере либо уйти в фойе, где на огромном экране идёт трансляция, а часть актёров ходят по буфету и коридорам и продолжают играть прямо среди зрителей).

Творческие отсылки и вопросы о холопстве

Спектакль охватывает несколько дней из жизни дворянской семьи Плавутиных-Плавунцовых, живущей в Петербурге при дворе императора Павла I. Княжна Екатерина добровольно приковала себя к инвалидному креслу. Её окружают лицемерные слуги, холопки, чиновники разного уровня, она скучает среди этого «скромного обаяния буржуазии».

Это редкий спектакль, когда режиссёр Андрей Могучий довольно строго следует тексту, а именно — одноимённой пьесе Петра Гнедича. При этом постановка ловко маневрирует между эпохами, стирая понятие времени. Вот современные купцы из «дружественной» страны за бесценок покупают особняк в центре Петербурга, вот на императорском дворе плетутся заговоры между лакеем и чиновником, вот оживают абсолютно сказочные фольклорные персонажи.

«Холопы» — это высказывание Андрея Могучего о собственном творческом пути. Здесь есть отсылки ко множеству его театральных хитов — «Турандот», «Сказке про последнего ангела», «Трём толстякам» и другим. Также это спектакль о городе — Петербург здесь играет ключевую роль. А ещё постановка про преемственность внутри театра, про новый курс БДТ, при поддержке уже великих актёров: тут солируют лучшие силы БДТ старшего поколения — Марина Игнатова, Анатолий Петров, Валерий Дегтярь и другие; а также стажёры — Екатерина Куликова, Яна Савицкая и Дарья Чехова.

Конечно, важен тут и сам мотив холопства. Могучий ставит вопросы об этом явлении в совершенно разном контексте: выдавили ли мы из себя холопство? Где господа? Не является ли холопство отражением всех нас? Социальный это фактор или мировоззренческий? Поиск ответов на эти вопросы поможет каждому зрителю сделать шаг вперёд.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции