За 9 лет предпринимательства Алексей создал больше 400 отделов маркетинга, разработал уникальную методику выбора стратегии и основал медицинское коммьюнити Медконнект. А ещё он активно инвестирует в стартапы и помогает им воплощать свои идеи в жизнь.
В подкасте «Делай бизнес быстро» Алексей рассказал какие пять бизнес-задач может решить маркетинг в компании, как их определить и настроить такую систему, которая прокачает продажи и приведет компанию к успеху.
Читайте сокращенную версию интервью или смотрите полную версию интервью в видео формате по ссылке .
Как уйти из стабильности в найме в неизвестность в бизнесе?
— Ты родом из Екатеринбурга, работал на военном предприятии с регламентированной структурой и со стабильной зарплатой. Что заставило тебя уйти?
Это собственно меня и раздражало, потому что мне хотелось создавать свои правила игры. Я проработал там четыре года и где-то через 2-3 года понял, что это потолок. Мне хотелось быстрее развиваться и поэтому я ушёл делать своё дело. Меня позвал в бизнес партнёр, в сферу в которой я особо не разбирался. Мы договорились: работаем 50 на 50, он занимается продажами, но ему нужен надежный человек в производстве. Для меня это была возможность реализовать внутренний порыв и уйти от регламентов, иерархии и попробовать сделать что-то самому.
— А вы сразу запустили маркетинговое агентство?
Маркетинговое агентство мы запустили в 2014 году, как раз тогда я и уволился с военного предприятия. До этого у меня тоже были такие предпринимательские проекты, причём совместно с Кириллом Фомичевым – моим партнёром.
Мы любим рассказывать что в 2012 году мы закрыли тот бизнес, на котором WB сейчас делает миллиарды.
У нас был интернет-магазин спортивной одежды и футбольной экипировки. Каждую неделю мы собирали данные о результатах матчей с оффлайн площадок, публиковали их на сайте - так мы получали трафик всех футболистов в городе, а потом нашли поставщика футбольной экипировки и стали доставлять заказы. Но мы дошли до выручки что-то около 20 000 рублей в день и подумали, что слишком маленький какой-то рынок и закрыли этот проект.
- А где ты находил те самые ключевые компетенции?
Военное предприятие меня многому научило: дисциплине, структурности. Я забрал с собой лучшие практики, но оставил бюрократию. В начале конечно никаких навыков не было: ни навыков продаж, ни навыков управления командой, ни навыков построения продукта, вообще ничего. Только на энергии, на желании и на идее мы начали этот бизнес на кухне.
Как создать УТП для маркетингового агентства
— В чем уникальность маркетингового агентства «Точно» и почему «директор по маркетингу на аутсорсе» выгоднее, чем маркетолог в штате?
Мы про то, чтобы понять что нужно бизнесу, что точно даст ему рост. Какая бизнес-задача, как маркетинг может повлиять на бизнес, какие инструменты выбрать, сколько они будут стоить и сколько приносить? И для этого у нас есть продукт «директор по маркетингу на аутсорсе». По факту мы даём управленца, который подбирает правильную комбинацию инструментов продвижения, пиара, коммуникаций и аналитики. Для клиента это своего рода облачный отдел маркетинга, где он понимает сколько тратит на каждого специалиста и какой бюджет он тратит на каждый инструмент.
— Почему компании выберут «облачный отдел маркетинга», а не специалиста в штат?
Функция маркетинга становится очень важной функцией бизнеса, и это понимает всё больше и больше компаний, и когда такое происходит, конечно нанимают в штат. Но даже найм специалиста бывает сложным. Один придёт предложит свой подход, у другого своё видение, и инструментов стало очень много. А стоимость специалиста варьируется от 150 000 рублей до 500 000 рублей в месяц. Как понять, что именно даст результат на долгой дистанции? Мы здесь появляемся альтернативой, мы не заменим полностью штат, наша компетенция – помочь правильно настроить процессы, собрать команду, установить KPI, цели и оценивать эффективность. Нас можно там рассматривать как наставников, которые помогают этот путь пройти и пройти его быстрее с меньшими затратами.
Как пройти через кризисы и неудачи
- Как повлиял кризис на ваш бизнес?
Самый большой кризис мы пережили в 2022 году. Тогда все резко сократили бюджеты на маркетинг. И клиентов можно понять:, когда всё турбулентно,го лучше дождаться, пока какая-то тенденция начнет выстраиваться, чтобы начать в эту сторону развиваться. Но мы тогда посмотрели на эту историю как на незрелость своего бизнеса и индикатор того, что наш продукт не особо нужен, что люди не считают его настолько важным, чтобы продолжать платить. И мы начали очень серьезно заниматься продуктом, командой, процессами. Мы быстро перестроились. Кризис стал точкой роста. Мы увидели тренд, что перфоманс уходит, лиды дорожают, и экономика не схлопывается. Фокус начал смещаться в сторону брендов, инструментов коммуникации, контента и PR.
Я считаю, что это положительно сыграло на Российский рынок маркетинга, потому что у нас будут появляться всё больше и больше наших отечественных брендов.
Пять задач маркетинга
Теперь мы начинаем не с позиции, какие инструменты нужно запустить, а из позиции, какую бизнес- задачу маркетинг может решить.
Я провел исследование более 200 кейсов наших клиентов, чтобы понять, кому удаётся выработать такую систему, которая дает результат. И выделил 5 главных бизнес-задач, которые может решить маркетинг.
Первая – проверить MVP. Это когда клиент приходится с сырым продуктом и хочет проверить, нужно ли это рынку. Пока рынок рублём не подтвердил, то никто не может утверждать, что продукт полетит.
Вторая задача – оптимизировать и масштабировать результат.
Когда продукт уже проверен рынком, мы видим, что есть понятный сегмент, которому этот продукт нужно продавать, то все ресурсы надо направить туда. То есть, надавить на газ, чтобы привлечь больше лидов из этого целевого сегмента. Потом посмотреть на воронку и подкрутить конверсии -, это очень сильно влияет на итоговый финансовый результат.
Третья задача – это построить свои каналы продаж. Это значит выстроить отношения между продуктом и рынком, между брендом и рынком, тобой как предпринимателем и рынком. И через эти отношения прогревать воронку или создавать новые каналы продаж. Ну, например, личный бренд собственника - это же тоже канал продаж. Здесь нужна такая голова, которая умеет выстраивать коммуникации, в простонародье называют “пиарщик”.
Четвертая задача – помочь сформировать конкурентоспособный продукт или продуктовый маркетинг. Это сейчас тоже тренд. То есть, это когда у тебя есть аудитория, и ты продаёшь какой-то продукт или продуктовую линейку, которая закрывает потребности и за счёт этого повышаешь отдачу от одного клиента, и это тоже напрямую повлияет на деньги в кассе.
И пятая бизнес- задача – это выстроить это всё в систему. Для этого нужен управленец, директор по маркетингу.
Так или иначе эти бизнес-задачи есть в любых проектах. Ты сначала запускаешь продукт, потом давишь на газ, потом вокруг этого строишь бренд, расширяешь линейку и собираешь это все в систему.
— Какой совет ты бы дал начинающим предпринимателям?
Я бы дал два совета. Первое – это наверное про решительность, потому что у меня было огромное количество НЕ запущенных проектов - как вот та история с интернет-магазином по формату доставки, которая могла бы по идее захватить рынок. А второе – это нужно воспринимать бизнес как профессию. Предприниматель – это профессия, ей надо учиться, потому что ты берёшь ответственность не только за себя, но и за других людей.
Еще темы в подкасте:
- Насколько сложно вести бизнес в партнерстве, и как сохранить дружеские отношения?
- Как построить личную стратегию?
- В чем сила бизнес-сообществ?
- Как помогают форум-группы?
Смотрите полную видеоверсию интервью с Алексеем по ссылке ⤵️
Чтобы не пропустить новые выпуски подписывайтесь на соцсети:
► YouTube канал Глеба Харитонова
►Телеграм-канал Глеба Харитонова