СОДЕРЖАНИЕ
Введение.………………………………………………………….……..........................3
1.Теоретическая часть……………..……………………………………….............4
1.1 Исторические сведения ……………………………………………….......4
1.2 Виды текстильных кукол………………………………………………...........6
1.3 Банк идей……………………………………………………………….....................8
1.4 Инструменты и материалы…………………………………………….........8
1.5 Правила техники безопасности……………………………………….......9
2. Практическая часть …………………………………………..........................10
Заключение……………………………………………………………..…......................11
Список использованных источников…………………………………......….12
Приложение.........................................................................................................13
ВВЕДЕНИЕ
Текстильная кукла – это наша история, традиция, культура. Она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. В русскую текстильную куклу вкладывали определенный смысл. Поэтому часто игрушка могла быть оберегом, свадебным атрибутом, а также предназначаться для забавы детям.
Даже взрослые, когда видят красивую куклу, улыбаются, вспоминается, что-то радостное, светлое, прекрасное. Нет на свете человека, у которого не было бы в жизни любимой куклы. Но куклы являются не только забавой, но и украшением жилища человека, имеют магический и смысловой характер. В этом я убедилась на занятиях в кружке «Текстильная кукла», который я посещаю в ДЭБЦ, под руководством Ирины Владимировны. Она показала и рассказала, как можно сшить свою текстильную куклу. И мне это очень понравилось. Уже почти год я шью текстильных кукол, которые отражают мои творческие способности. Мне очень захотелось создать куклу для своей младшей сестры. Поэтому, мой творческий проект я назвала «Текстильная кукла».
Цель проекта:
- разработка и изготовление куклы из ткани.
Задачи проекта:
- изучить историю создания текстильной куклы;
- изучить специальную литературу по изготовлению тканевых кукол;
- совершенствовать навыки в технологии изготовления текстильной куклы.
Предполагаемый результат:
- Мягкая текстильная кукла.
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Исторические сведения
На протяжении тысячелетий куклы являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством - мастера-кукольники очень ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию. Первые куклы появились около 35 тысяч лет назад и предназначались вовсе не для детей. Это были ритуальные фигурки для религиозных обрядов.
В XVIII-XIX веках куклы были уникальными. Массово их еще не производили, а это значит, что каждая игрушка имелась в единственном экземпляре. Такую роскошь могли позволить себе не все. Что же делали те, у кого не было возможности приобрести дорогую игрушку? Они не унывали. Крестьянские ребятишки делали кукол из соломы, перевязанной жгутиками. Или же просто заворачивали в тряпочку полено и убаюкивали его.
Если заглянуть в богатый дом начала XIX века, то можно увидеть там одного или нескольких представителей кукольного мира. Но в них не играли дети. Куколок чаще хранили в стеклянных шкафах и любовались ими издали. Они были слишком дорогими, а потому воспринимались скорее как декоративное украшение интерьера, нежели как игрушка, которой можно заплетать косички и менять платьица.
Позже появились куклы из папье-маше, более доступные по цене. А в середине XIX века открылись первые фабрики по изготовлению игрушек. Было запущено массовое производство, но вместе с ним в куклах пропал некий шарм, ведь все они получались одинаковыми, словно под копирку. Ситуацию спасло появление в середине ХХ века нового вида искусства. Мастера стали изготавливать авторских кукол, каждая из которых становилась эксклюзивным произведением. На них были надеты шикарные платья, волосы завивались в упругие локоны, на ножках были очаровательные туфельки.
Помимо развлечения для ребенка, кукла во все времена была также предметом искусства. Достаточно вспомнить кукольные театры, где игрушки оживают в умелых руках мастеров-кукловодов. Какие тут только экземпляры не встретишь! Изящные марионетки, управляемые с помощью нитей, перчаточные куклы, ростовые, куклы театра теней.
В наше время в любой детской комнате девочки – как в России, так и в других странах – можно увидеть кукол. У многих вездесущая парочка – Барби и Кен, у малышей помладше пупсы в чепчиках «бебибоны». И в давние времена, и сейчас дети продолжают верить, что у кукол есть душа и что ночью, когда мы засыпаем, игрушки оживают.
Кукла — важный элемент в развитии ребенка. Но куклы и другие игрушки интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам. Ведь кукла — это словно живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую куклу.
Авторская кукла — реплика эпохи, произведение искусства, детская игрушка и предмет коллекционирования. Единственная в своем роде, она отражает эмоциональный и образный мир автора. Сегодня искусство создания кукол переживает новый подъем.
Самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена, собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняет сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.
1.2 Виды текстильных кукол
Сначала я просмотрела в дополнительной литературе и в интернете, какие варианты изготовления кукол возможны.
Модель №1 «Коннэ»
Кукла изготовлена по типу «большеножки». Большие ножки добавляют кукле не только устойчивость, но и делают ее очень милой. Авторская текстильная игрушка Татьяны Коннэ. (Приложение 1)
Модель №2 «Тильда»
Тильда - это кукла, которая может нести на себе образ человека (мужчина, женщина, ребенок), ангела, сказочного персонажа (фея, гном и др.), животного (овечка, кот, кролик и др.) или даже предмета (сердечко, звездочка, подушечка и др.), созданных по дизайну норвежской художницы Тони Финнангер. (Приложение 2)
Модель №3 «Народная»
Народная – это кукла которая изготовлена по типу куклы-масленицы или куклы - оберег, так же это может быть кукла в народной русской одежде: валенки, варежки, полушубок. (Приложение 3)
Модель №4 « Тыквоголовка»
Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название.
Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо. У них настоящие глаза, ротик и носик. Такое оформление лица придает кукле индивидуальность. (Приложение 4)
Модель №5 « Чердачная кукла»
В наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь. (Приложение 5)
Модель №6 «Вальдорфская кукла»
Педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов. (Приложение 6)
Модель №7 «Шарнирная кукла»
Эти куклы в большинстве своем сугубо авторские, очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же, проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение.
У шарнирных кукол соединения рук и ног похожи на шарниры, что дает отличную подвижность рук, ног и туловища куклы.
1.3. Банк идей.
Прежде чем приступить к шитью своей текстильной куклы, я нарисовала четыре эскиза (Приложение 8).
Я постаралась нарисовать кукол в разной одежде, с разными прическами и разными лицами. Выбрала тот эскиз, который больше всего понравился. Это кукла, с кудрявыми волосами, яркой кофточке и теплых штанишках. После этого я подобрала материалы и приступила к работе.
1.4. Инструменты и материалы
Для своей текстильной куклы я использовала:
1 - Лоскут бежевой ткани для пошива тела;
2 - Три лоскута цветной ткани для пошива одежды;
3 - Нитки для шитья;
4 - Пряжа для вязания шарфа и носок;
5 – Искусственные волосы;
6 - Синтепух для набивки;
7 – Глазки с бегающим зрачком;
8 – Клей «Момент»;
9 – Фломатер;
10 - Ножницы;
11 - Ручные иглы;
12 - Утюг и гладильная доска.
1.5. Правила техники безопасности
· иглы и булавки хранить в подушечках или игольнице;
· шить с наперстком;
· сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку;
· ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке;
· класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
· передавая, держать ножницы за сомкнутые лезвия.
При работе с утюгом следует быть очень осторожным:
· нужно проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
· включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
· ставить утюг на огнеупорную подставку;
· следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;
· следить за правильной установкой положения терморегулятора;
· использовать для увлажнения ткани пульверизатор;
· отключать после работы утюг.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Я выбрала выкройку для куклы небольшого размера.
2. Перенесла выкройку на ткань. Прошила швом «назад иголку» по контурам выкройки.
3. Прошитые детали вырезала, с припуском. В местах закруглений сделала надрезы ножницами от края припуска к шву.
4. С помощью палочки вывернула заготовки.
5. Набила детали синтепухом.
6. Зашила дырочки потайным швом.
7. Пришиваем ручки с помощью пуговичного крепления.
8. Перенесла выкройку штанишек и рубашки на ткань, вырезала и сшила.
9. Приклеила волосы к голове с помощью клея.
10. Нарисовала нос и рот фломастером, глазки приклеила.
11. Связала шарф и носочки.
12. Одела куклу.
Кукла готова (Приложение 9)
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создавая куклы, мы придаём дому особый колорит и уют. Эти куклы приносят с собой в дом тепло и возвращают в детство. Мне очень понравилось работать над этим творческим проектом. Я поняла, что своими руками можно сделать оригинальные подарки для своих близких. Делать игрушку своими руками - это интереснее, чем купить готовую игрушку в магазине. Создание текстильной куклы - это увлекательное занятие, дающее простор фантазии. Авторские куклы особенно привлекают внимание. Ведь куклы, созданные в единственном и неповторимом экземпляре, имеют свою историю создания и загадку, связанную с ней.
Над этим проектом я работал в течение трех месяцев. Работала с удовольствием, с большим желанием. С работой я справилась, осталась довольна результатом. Процесс изготовления тряпичной куклы доступен и интересен, помогает снимать стресс и получить удовольствие от работы. Следуя всем задачам, я достигла поставленной цели и сшила прекрасную текстильную куклу для своей сестрёнки.
Моя кукла получилась красивой и оригинальной. Думаю, что эта кукла принесёт много радости и добра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Князева Е.С., Мир кукол - М.: Просвещение, 2005.
2. Войдинова Н. А., Мягкая игрушка – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Горичева В.С., Куклы / В.С. Горичева - М.: Радуга, 2002. – 110 с.
4. Горяева. Н.А., Твоя мастерская / «Просвещение», М - 2008.
5. http://www.toysew.ru/kukly/tekstilnye.html
6. http://www.svoimi-rukamy.com/valdorfskaja_kukla_vukroika_s_razmerami.html
7. https://vk.com/dollgarden_waldorf
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Авторская текстильная игрушка Татьяны Коннэ.
Приложение 2
Тильда – авторская кукла Тони Финнангер.
Приложение 3
Народная кукла
Приложение 4
Кукла «Тыквоголовка»
Приложение 5
Чердачная кукла.
Приложение 6
Вальдорфская кукла
Приложение 7
Шарнирная кукла
Приложение 8
Приложение 9