«Мне стыдно брать деньги за свои услуги. А вдруг подумают, что я обманщик и мошенник?». «Я не эксперт, так, любитель». «Помогать нужно бесплатно – и Вселенная даст что-то в ответ».
Эти фразы знакомы всем нам. Многие из нас произносили их, а, возможно, и продолжают произносить. Мы все еще «недостаточно эксперты» и продолжаем помогать бесплатно, надеясь на обратку от Вселенной. И получаем ее: количество попрошаек вокруг нас увеличивается. Ой, я написала слово «попрошайки»… неужели помогать бесплатно – это плохо? Давайте разбираться.
Привет, меня зовут Настя. Я творческий коуч и исследователь-практик в сфере личной эффективности и продуктивности. Сегодня мы поговорим о трех причинах, по которым нельзя оказывать бесплатные услуги. Читайте до конца, не забывайте ставить «лайк», если вам понравился материал, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
До того, как приступить к основной теме, давайте разберемся с этим словом – «бесплатно». На самом ли деле речь только о деньгах? Конечно, нет.
Иногда я подвожу своих друзей до аэропорта. И порой они хотят заплатить мне за бензин, хотя изначально мы об этом не договаривались. Если мне нужны деньги, я их беру: глупо отказываться от денег, которые вам предлагают, когда они вам нужны. Если деньги мне не нужны, то я чаще всего говорю примерно следующее: «Я ехала не одна, а с приятным собеседником. Это доставило мне удовольствие, и тут нет речи о деньгах. Как насчет того, чтобы выпить чашечку кофе с чизкейком, и ты меня угостишь?». Также человек может оказать мне какую-нибудь услугу, и это тоже здорово. Что случится, если не будет ни денег, ни кофе с чизкейком, ни услуги? Да ничего, потому что я ничего не ждала. Мне просто было в кайф помочь, а заодно и прокатиться за рулем.
Это было сделано бесплатно (даже если в итоге мне заплатили в том или ином виде), потому что я не ждала оплаты.
Рассмотрим ту же ситуацию, но в другом варианте. Человек подвозит вас до аэропорта, а потом внезапно перестает с вами разговаривать. Вы пытаетесь понять, в чем дело, и выясняете, что он, оказывается, ждал, что вы заплатите за бензин. Но когда он согласился подвезти вас, этот вопрос вы не обговаривали. Ну это же принято: платить за бензин! Кем принято? Я постоянно подвожу людей, но не жду, что они мне его оплатят. Человек из этого примера вроде бы и сделал добро, но оно выглядит странно. Если хочешь, чтобы тебе оплатили бензин, скажи прямо. Если не говоришь, видимо, не хочешь. Люди твои мысли читать не должны. Тем более что деньги есть не всегда и не у всех.
Вот такое добро «с оглядкой» - не важно, на кого, пусть бы и на Вселенную, которая вам якобы что-то должна (должна?..) вернуть – это не про «бесплатно». Такое добро приносит вам большой вред, особенно если речь заходит о профессиональной сфере. По сути, вы лжете и себе, и клиенту, и миру. Снаружи вы такой правильный и делаете добро, а правда – она внутри, никуда не уйдет.
Здесь можно притормозить и подумать о добре, которое вы делаете. Оно искреннее – или вы ожидаете чего-то взамен (неважно, чего)? Каждый сделает свои выводы.
Первая причина того, почему нельзя оказывать бесплатные услуги, касается экологичности. Деньги – универсальный способ закрытия канала, который образуется между вами и клиентом во время работы. Вы отдали, клиент взял. У вас чего-то стало меньше, даже если вы этого не ощущаете. У клиента стало больше, даже если он этого не ощущает. Здесь в игру вступают деньги. Когда клиент оплачивает ваши услуги, он восстанавливает равновесие.
Это одна из причин, по которым я плачу за все. Я пользуюсь платными подписками и даю щедрые чаевые. Я делаю это не для того, чтобы Вселенная дала мне еще больше денег, а для того, чтобы восстанавливать баланс. Кто-то работал над сервисом или приложением для меня, и я за это плачу. Кто-то оказывал мне услуги – подносил багаж, обслуживал в ресторане и прочая – и я даю ему чаевые. Я не оцениваю работу, не играю в бога. Я просто даю деньги. Потому что пользуюсь сервисом или потому, что человек меня обслужил. Все.
Иногда у меня спрашивают: а как насчет бартера? Я не имею ничего против бартера в обычной жизни, но в профессиональной сфере его использовать нельзя. Это понижает вашу ценность как специалиста и наводит на мысль о том, что вы боитесь ставить высокий чек. То есть, сомневаетесь в себе. Бывают ли исключения? Чисто теоретически да, но я их уже давно не делаю. Я поняла, что работа по бартеру лишает меня энергии.
Есть ли что-то худшее, чем работа с клиентами за низкие чеки? Есть. Работа с клиентами бесплатно. Или за донат (так называемая «оплата по сердцу»: сколько сочтешь нужным, столько и заплатишь, от единицы и до бесконечности). Логика говорит, что такие клиенты должны быть самыми благодарными, ведь специалист взялся за их случай, а денег не взял. Но на практике дела обстоят с точностью до наоборот.
Клиенты, которых вы берете бесплатно, самые наглые, самые вредные и самые прилипчивые. Они постоянно тестируют ваши личные границы, пишут в неурочный час. А еще у них есть такая тенденция: сваливать на специалиста ответственность.
В коучинге все просто. Если клиент не готов платить, то он не готов действовать. И каждый, кто хотя бы единожды отступал от этого правила, в итоге поплатился за свою глупость. Если между вами и клиентом нет денег, то он воспринимает вас не как специалиста, а как друга. Точнее, как мамочку, которая будет принимать за него решения и подтирать ему ротик, когда он поест кашку.
У клиента не получилось? Виноват специалист! Плохая методика! Плохой мир! И только он, наш поедатель кашки, хороший. Кстати, вам ведь понятно, почему такой человек не может заплатить за вашу сессию? У детей нет денег, и они не знают, как зарабатывать. Детям мама все дает бесплатно.
Третья причина, на мой взгляд, самая важная. Пожалуйста, прочитайте следующие абзацы очень внимательно. Возможно, что-то в вас восстанет против моих слов, но поверьте: они в буквальном смысле написаны кровью, потому что и я, и другие специалисты совершали такие ошибки.
Мир говорит нам, что нужно помогать бесплатно, что это хорошо, что это поступок благородного человека. Но давайте получше присмотримся к такому благородству. Когда вы в качестве специалиста помогаете кому-то бесплатно, вы ставите себя в более высокую позицию по отношению к клиенту. «Ах ты мой бедненький, у тебя нет денег на мои услуги? Ну хорошо, я помогу тебе бесплатно».
И из специалиста вы превращаетесь в спасателя. То есть, начинаете игру в треугольнике драмы. В треугольнике есть три позиции: жертва, спасатель и агрессор. Жертва – ваш клиент. Спасатель – вы. В определенный момент жертва решает, что вы даете ей недостаточно, и начинает качать права. То есть, превращается в агрессора. Вы начинаете защищаться и превращаетесь в жертву. Или начинаете атаковать: «Ах ты такой-сякой! Я тебе тут бесплатно все даю, а ты!». То есть, превращаетесь в агрессора. Выхода из треугольника нет. Вы будете ходить по кругу ровно до тех пор, пока не откажетесь принимать ту или иную роль. К примеру, не скажете: «Я не оказываю бесплатные услуги».
Иногда лучшая помощь человеку – это ваше «нет». Вы не вовлекаетесь в треугольник драмы, а человек получает намек от Вселенной: пора двигать лапками и становиться взрослым, выходить из состояния жертвы. Помогающим специалистам особенно тяжело отказывать, знаю по себе. Ведь хочется спасти весь мир и вывести бедняг, блуждающих во тьме, к свету. Но правда в том, что не все хотят, чтобы их спасали.
У каждого свой путь. И почему-то это для каждого хорошо. Не отнимайте у человека свободу воли, которую он получил при рождении. Игры в бога ничем хорошим не заканчиваются.
На мои статьи люди реагируют по-разному. Кто-то обливает меня грязью, кто-то обесценивает. Кто-то задумается и перешлет материал другу. Кто-то начнет что-то менять. Иногда я получаю сообщения, в которых мне пишут: «Настя, спасибо за вашу статью. Она изменила мою жизнь».
Это неправда. Просто материал навел вас на какие-то мысли, и вы нашли в себе силы изменить свою жизнь. Это сделали вы, а не я и не моя статья.
Все, что я пишу, субъективно. Мое мнение стоит не больше, чем обертка от съеденного гамбургера в ресторане быстрого питания. Мои слова не важны. Моя цель – не сразить вас глубокими текстами и вековой мудростью (пишу это и ржу), а пробудить в читателе определенные состояния. Кому откликнется тот ил иной материал? Понятия не имею. Но кому-то откликнется, а кому-то – нет. И это ОК.
В этом и заключается наша свобода воли. Я никого не спасаю, я просто отдаю. Тот, кому нужно услышать, услышит.
Точно так же дела обстоят и с бесплатными консультациями. Если вы нужны человеку на определенном этапе, он найдет деньги. Если не нужны, то найдет позже или вообще не найдет. Причиняя добро, вы вредите и клиенту, и себе. А еще нарушаете вселенский баланс, и выровнять его будет очень трудно.
Вчера я цитировала Ницше в своем подкасте в Telegram, повторю цитату здесь, потому что актуальна: «Лучший способ помочь ближнему своему – оставить его в покое».
Больше интересного на моем канале в Telegram: