В этом году Оренбургская область — юбиляр. Губернатор области Денис Паслер поручил разработать план проведения торжественных мероприятий , посвящённых 280-летию со дня основания. Ведь в этой дате летопись славных дел, ратных и трудовых подвигов, имена замечательных людей. В начале же славных дел был первый губернатор края, птенец из гнезда Петра Великого Иван Иванович Неплюев. В областном центре в этот день к памятнику будут возложены цветы. Несколько лет назад из села Большой Наволок Лужского района Ленинградской области – родины И. Неплюева - в его основание была заложена капсула с родной земли легендарного человека.
Иван Иванович написал книгу в назидание своим соотечественникам, которую озаглавил простым и понятным языком: «Жизнь Ивана Ивановича, им самим написанная». Из неё мы узнаём, как этот любимец Петра Первого после успешной деятельности на государственных должностях в столице и за рубежом оказался губернатором Оренбургской губернии.
После восшествия на престол Елизаветы Петровны оклеветанного Ивана Ивановича арестовали и лишили всех малороссийских поместий, чина и ордена Александра Невского. Проведённое расследование показало, что ни в какие замыслы против императрицы Неплюев не входил. Чин и орден после разбирательств возвратили. Жалованные же малороссийские деревни к этому времени уже разошлись по другим людям. Не вернулся Иван Иванович и к прежней службе, а согласно указу императрицы отправился в край неизвестный для него и семьи.
В апреле 1742 года «первою должностью почел осмотреть все места», написал он. С этого года поначалу началось обустраивание Орской крепости. Здесь, как известно, было намерение сделать столицу губернии. Испытание для столичного человека оказалось не из лёгких.
По дороге в Орскую крепость серьезно простудилась и умерла жена Ивана Ивановича Анна Ивановна Панина. Похоронили её в орской земле. К сожалению, в городе нет ни таблицы, указывающей на захоронение, ни христианского надгробия.
Но судьбе было угодно столицу Оренбургской губернии в апреле 1743 года с «надлежащим молебствием» заложить на высоком берегу Яика близ устья реки Сакмары. Указ гласил:«…В упомянутом городе Оренбурге быть губернии, именоваться Оренбургскою губернею, в ней быть губернатором тайному советнику Неплюеву».
Территория губернии простиралась от Волги до Сибири и от Камы до Каспийского моря, доходила (зачастую вбирая часть их земель) до нынешних Курганской, Омской, Свердловской, Самарской, Пермской, Тюменской, Ульяновской областей, включала в себя 30 тысяч квадратных километров современного Узбекистана и превышала площадь теперешней Оренбургской области в 12,3 раза.
Зная мечту Петра I «отворить врата в полуденную Азию», Неплюев многое сделал, чтобы Оренбург стал центром русско-азиатской торговли.
Татары как нельзя лучше исполнили волю губернатора. Уже в 1745 году в Оренбурге возник пункт меновой торговли между русскими и азиатскими купцами. Были выстроены гостиный и меновой дворы. Гостиный располагался в городе и предназначался для зимней торговли, а меновой за Уралом — для летней. Сюда в некоторые дни съезжалось несколько тысяч купцов. За счет торговых пошлин покрывались все расходы по управлению края. Торговый оборот в 1751 году достиг 2,8 млн. руб., в то время это была колоссальная сумма.
Во время губернаторства И. Неплюева много внимания уделялось поиску полезных ископаемых. Были найдены селитра, квасцы, купоросные воды, открыты нефтяные ключи … Таким образом создавалась база для процветания промышленности.
Чувствуя, что здоровье не позволяет больше оставаться на трудном и ответственном посту оренбургского губернатора, Неплюев подал прошение об отставке, которое было принято в 1758 году. Вернулся в Петербург, где пришлось участвовать в поистине важных государственных событиях. В июне 1762 года, при отъезде заговорщиков и будущей императрицы Екатерины II в Петергоф для принятия от Петра III отречения от престола, Неплюеву был поручен цесаревич Павел Петрович, а также весь Петербург со всеми находившимися там войсками. Во время коронации Екатерины II в Москве, Петербург был снова оставлен на Неплюева.
Во многих мемуарах читатель найдет непременно факты о взаимоотношениях Ивана Ивановича с царскими величествами. Вот как напутствовал И.Неплюева Петр Великий после обучения его за границей: «Видишь, братец: я и царь, да у меня на руках мозоли, а всё оттого: показать вам пример и хотя под старость видеть достойных помощников и слуг Отечеству».
В январе 1721 года Петру I потребовался резидент в Константинополь (непременным условием было знание итальянского языка). Ф.М. Апраксин посоветовал «хваленого» Неплюева, на что царь ответил: «Это правда, он хорош, да мне бы хотелось его у себя иметь». Но, подумав, согласился, так как понимал лучше Ивана Ивановича с этой обязанностью никто не справится.
Англичане и французы в это время были готовы на всё, лишь бы поссорить Россию и Турцию. Но тщетно. Не удалась и попытка отравить русского резидента. С Турцией был заключён мирный договор, по которому Россия приобрела во владение все земли на западном берегу Каспийского моря. Петр шедро отблагодарил И.Неплюева за умелую дипломатическую деятельность.
В октябре 1773 года Иван Иванович почувствовал полный упадок сил, стал готовиться к смерти и начал диктовать князю Андрею Мышецкому и Василию Татищеву письмо к своему сыну Николаю Ивановичу. В числе последних наставлений особенно замечательно следующее: «Люби своё Отечество и в защищение того пользы не щади не только благосостояния, но и жизнь. Подчинённым твоим и паче крестьянам будь больше отец, нежели господин, имея присно в памяти слово Божие: «милости хощу, а не жертвы», и что они такие же люди, как и ты, кроме чинов и власти, данной тебе гражданскими законами».
… Поистине наставление патриота, настоящего государственного деятеля!