" Сон - как раз единственный отрезок времени, когда мы свободны. Во сне мы позволяем нашим мыслям делать, что им хочется ". (Бернар Вербер)
Ещё с древних времен сон и сновидения, были предметом не поддельного интереса среди как обычного люда, так и ученных, философов.
То состояние, которое мы переживаем, и те «картины», которые наше сознание проецирует во сне, для наших предков было чем за гранью понимания.
Для одних сон являлся (и является до сих пор) объектом научных открытий, для других — чем из области магии.... и даже, возможностью общения с миром потусторонним.
Согласно истории...
Во многих древних культурах сон считался промежуточным между жизнью и смертью. Об этом говорят существующие и в настоящее время поверья, согласно которым душа человека выходит за пределы тела и парит в «мировом космосе», а утром возвращается. Но если разрисовать лицо краской или изменить внешний облик человека, то душа не сможет узнать свое тело и человек умрет. Такие представления опирались на отсутствие у спящего человека реакций на внешние воздействия, а также на нередкие случаи смерти во сне или при пробуждении (в современном понимании— от инфаркта или инсульта).
Также, к примеру, в Древней Греции в храмах, посвященных богу врачевания Асклепию, по сновидениям «диагностировали» болезни.
Сам Асклепий, по приданиям, будучи ещё новорожденным, был отдан Аполлоном на обучение искусству врачевания кентавру Хирону, и в дальнейшем, достиг в этом небывалых высот. Он мог даже оживлять мертвых. И если верить мифу, делал он это не только не единожды, но, и отнюдь не из благих побуждений - брал плату. (в какой степени, уже тогда существовал принцип: " Если что-то умеешь делать хорошо, не делай это бесплатно")
И как это полагается в древних веках, навлек на себя немилость богов, которые посчитали, что данные действия нарушают законы мирового порядка. За что получил самое суровое наказание - Зевс поразил его молнией.
Однако, в дальнейшем, Асклепий был также оживлен Зевсом и обожествлен.
Существует как минимум две версии мифа относительно того, каким образом Асклепий возвращал людей к жизни. Согласно одной из них он получил от Афины обладающую волшебными свойствами кровь, которая вытекла из горгоны Медузы. По другой, Асклепия силой заставили вернуть к жизни сына критского царя Миноса Главка. Его поместили под стражу. Когда Асклепий в смятенье размышлял над сложившейся ситуацией, то на его посох набросилась змея. Он её в гневе убил. Через некоторое время приползла другая змея с какой-то травой в пасти и положила на голову убитой. Через некоторое время змея ожила. Тогда Асклепий нашёл эту траву и оживил Главка, тем самым приобретя свободу и научившись оживлять мёртвых. Посох Асклепия, обвитый змеёй, стал атрибутом бога врачевания, а с VIII века н. э. его стали использовать в качестве символа медицины.
Также, в древнегреческой мифологии, есть сказания, что бог сна Гипнос приходился братом богу смерти Танатосу и перевозчику душ умерших Харону. Тем самым, связь сна со смертью тех времен воспринималась практически буквально. Такой же взгляд на природу сна отразился и в античной философии. Аристотель в дошедших до нас трактатах говорит о близости сна к состоянию смерти: «...сон же, по-видимому, принадлежит по своей природе к такого рода состояниям, как, например, пограничное между жизнью и не жизнью, и спящий ни не существует вполне, ни существует, ибо состоянию бодрствования жизнь присуща главным образом благодаря ощущению».
В статье " Сон и сновидения в системе представлений древних греков о загробной жизни " подробно описано, как люди того периода расценивали сон как состояние, в которое организм погружается; чего они боялись; как мифы того времени "гуляли" в народе.
"Сон - очень капризное божество, которое не приходит именно тогда, когда его призывают." (Александр Дюма «Двадцать лет спустя»)
Вплоть до конца 19 века, понимание сна, как состояние между жизнью и смертью у европейцев воспринималась, как незыблемая истина. Однако, в Китае и Индии было своё мнение на этот счет. Так как, в странах Востока сон занимал весьма почетное место в жизнедеятельности человека, народ брал за основу именно трактаты Веды и Упанишады. Индийские религиозно-философские письмена, поначалу трактуемые устно, а затем записанные на санскрите, и дошедшие до наших дней, описывали два вида сна - без сновидений (глубокий) и со сновидениями, причем сновидения рассматривались уже как отдельная форма сознания.
Сами трактаты, в глобальном смысле, являются сборниками священных писаний индуизма, в которых обсуждается философия, медитация и природа Бога.
Понятие сна, которое было затронуто в данных трактатах, является близким к современным классификациям и выделяющим три функциональных состояния: бодрствование, медленный и быстрый сон.
Можно сказать, что зарождение науки, которая в дальнейшем будет изучать сон, началась с той информации, которая содержалась в письменах, написанных на древесной коре и пальмовых листьях.
...(фраза " Всё Великое в простате " как нельзя правильно демонстрирует то, что нашим предкам не нужны были высокие технологии, чтобы находить истину)...
СОМНАЛОГИЯ И ОНЕЙРОЛОГИЯ
Я думаю, стоит оговорится, что по таким темам, как сон и сновидения, а также, о науках, которые изучают данные явления, как на Дзене, так и в других источниках, информации безумно много, и каждый, кто сочтёт это для себя интересным, сможет ознакомится самостоятельно.
Не хочется заниматься ещё одним переписыванием...
При этом, очень радостно о того, что многих блогеров, писателей и ученных интересует эта тема, ведь информация, которые выясняется при изучении самого физического состояния сна, а также, что скрывают наши сновидения в дальнейшем, я думаю, будет только дополнятся.
Так или иначе, стоит указать тех первопроходцев....тех ученных, с которых и началось изучение и зарождение данных наук.
В XIX в. понятия мистики, связанные со сном, постепенно стали уступать место физиологическим и химическим. Какой-либо толк от этого был минимальный, так как, мнений и теорий было много, а доказательная база оставалась скудной.
Такие физиологи, как П. Кабанис и И. Мюллер, были приверженцами гемодинамической теории (прим. гемодинамическая теория сна базируется на том, что возникновение данного состояния связано с застоем крови в мозгу, вследствие горизонтального положения тела), К. Бернар, А. Моссо и И. Р. Тарханов — с малокровием. Чешский анатом Я. Пуркинье полагал, что сон вызван приливом крови к нервным центрам, их опуханием, в результате чего проходящие через них волокна теряют проводимость и связь с другими отделами мозга.
Анджело Моссо - итальянский физиолог, медик и археолог. Изучал медицину в Турине, Флоренции, Лейпциге и Париже.
В период с 1876 по 1880 г. стал фармакологии и физиологии.
В своих научных исследованиях он использовал метод плетизмографии (изобретенный самим Анджело), который показал, что наблюдаемый при засыпании подъем головной части весов обеспечивается притоком крови в конечности, а опускание при пробуждении — ее оттоком в брюшную полость, а вовсе не к голове. В свою очередь, перемещения массы крови в организме связаны с деятельностью симпатической нервной системы. При засыпании ее тонус снижается (сосуды рук и ног расширяются), а при пробуждении — повышается (сосуды конечностей сужаются).
До изобретения данного метода, Моссо обнаружил - размещая человека на доске-весах, при засыпании головной конец весов поднимается. Это свидетельствовало, об оттоке крови от головы
Одной из первопроходцев в изучении сна была наша соотечественница Мария Михайловна Манасеина.
Дочь академика М. А. Коркунова, сестра правоведа Н. М. Коркунова. Супруга профессора медицины Вячеслава Авксентьевича Манасеина, ставила новаторские эксперименты в области сна и спиртового брожения. Первой пришла к выводу, что дрожжевые клетки не являются обязательным условием алкогольного брожения. (Впоследствии Нобелевскую премию за это открытие получил Э. Бухнер).
Автор первой в мире книги о медицинских проблемах сна, которая была переведена на несколько языков Европы.
Во многих статьях можно встретить, что Тьерри Вильям Прейер считается немецким ученным. Однако, родившись в Великобритании, образование он получил не только на родине, но также, изучал медицину в Берлине, Вене, Гейдельберге и Париже.
Список учителей, которые оказали сильное влияние на Тьерри, весьма обширен:
1. Макс Иоганн Сигизмунд Шульце — выдающийся немецкий зоолог, анатом и гистолог.
2. Герман фон Ге́льмго́льц — немецкий физик, врач, физиолог, психолог, акустик.
3. Альфред Лудвиг — австрийский филолог-классик и востоковед-индолог; профессор Карлова университета в Праге.
4. Эрнст Вильгельм фон Брюкке — немецкий врач, физиолог и педагог.
5. Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон (Du Bois-Reymond; 7 ноября 1818, Берлин — 26 декабря 1896, Берлин) — немецкий физиолог и философ швейцарского происхождения; член Королевской Прусской академии наук (1851), член Лондонского королевского общества (1877), иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1892). Основоположник электрофизиологии — установил ряд закономерностей, характеризующих электрические явления в мышцах и нервах. Автор молекулярной теории биопотенциалов. Представитель механистического материализма.
6. Ру́дольф Лю́двиг Карл Ви́рхов — немецкий учёный и политический деятель второй половины XIX столетия. Врач, патологоанатом, гистолог, физиолог, один из основоположников клеточной теории в биологии и медицине.
7. Клод Берна́р — французский медик, исследователь процессов внутренней секреции, основоположник эндокринологии.
......... и также хочется отметить тех, кто также трудился над изучением сна в начале 20-го века:
1. Константин фон Экономо (21 августа 1876, Брэила — 21 октября 1931, Вена) — австрийский невролог греческого происхождения.
2. Вальтер Рудольф Гесс (нем. Walter Rudolf Hess; 17 марта 1881, Фрауэнфельд, Швейцария — 12 августа 1973, Локарно, Швейцария) — швейцарский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1949 году «за открытие функциональной организации промежуточного мозга как координатора активности внутренних органов». Разделил премию с Эгашем Монишом, награждённым «за открытие терапевтического воздействия лейкотомии при некоторых психических заболеваниях».
Ученые и философы древних времен; светила науки 19 - 20 веков - профессора и доктора, которые изучали, казалось бы, такое само собой разумеющееся понятие для человеческой физиологии как сон, как на постсоветском пространстве, так и за рубежом - каждый из них открыл, дополнил и расширил информацию до того уровня, которой руководствуются современные представители науки.
И даже учитывая этот факт, новые открытия ещё впереди.....
Ну, а что касается систем сна, которые те же ученные и просто интузиасты используют в своей практике........точнее одна из систем.....будет описана в следующей статье.....