Найти тему
Машина времени

Светильники "Сталинский ампир" приобщиться к великому.

По прошлой статье определился с выбором электроустановочных изделий в ретро электрике. Настоящей же темой хочу поделиться впечатлениями и познаниями в области опять таки Ретро стиля и применение такового в интерьере касаемо освещения.

Поюзав интернет, всем известные торговые площадки и барахолки открыл для себя много звучных слов: "Сталинский ампир", "шишки", "желуди", "кремлевская (Сталинская) лампа и т.п.

Архитектура (фото из интернета)
Архитектура (фото из интернета)

Из моего понимания термин "Сталинский ампир" возник уже в наше время. При жизни "Великого кормчего" оно не применялось. Роскошь и изящество воплощенное в интерьере и в т.ч. светотехнической продукции взято из времени царского периода с доработкой под современные реалии того времени: добавление элементов, индустриализации, сельского хозяйства, агитационной символики и т.п. В общем выражении: богатство человека в труде. А так как индивидуальное богатство (накопительство) порицалось обществом того времени, то отсюда можно вывести выражение: богатство человека в труде на общее благо. Как мне кажется отсюда и этот монументализм того периода: крупные, массивные, окрашенными в золото и серебро сложного рисунка светильники (бра), люстры.

Материал изготовления (как уразумел) во временном периоде менялся 30-40 гг изготавливались из бронзы и чугуна. В 50-60 гг преимущественно алюминий. Были и комбинации алюминия и железа.

Массивность светильников и их дизайн в полной мере подчеркивал архитектуру того времени: высокие потолки, широкие подъезды, лестничные марши украшенные лепниной всё в том же дизайне Советского периода.

Из моего личного опыта светильники применялись не только в общественных местах и зданиях (гос.учреждениях, домах культуры, театрах и тп) но так же на промышленных предприятиях. При их достаточно большом наличии в то время ценности особой не представляли (90-е, 2000-е гг) Мода была на Евро, Американо и т.п. иные ценности. Большое количество попросту было утеряно: выброшено, сдано в металлолом. Сохранились лишь в местах и зданиях не подверженных реконструкции (ремонтам) и то что растащили по дачам, гаражам и огородам.

И вот настало наше время, когда ценности сменились. Общество "наелось" импортного продукта и соскучилось по истокам: по вкусу детства, по ностальгии того времени. Увеличивается количество "ценителей старины" как обеспеченных, так и не очень. Кто как может пытается воссоздать облик прошлого периода. Воссоздать вокруг себя интерьер Советского периода. От особняков олигархов до кабинетов в тесных небоскребах. Пусть не полностью, а хоть какой то отдельный элемент можно привнести в нашу повседневную жизнь. Пусть даже настольная лампа Зеленого стекла на современном столе внесет изюминку и будет обращать на себя внимание гостей.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Что касаемо реализации мечты воссоздания интерьера "Сталинский ампир" рассмотрим минимально затратные возможности (бюджетный вариант) Конечно же пытаться воссоздать всё в оригинале встанет в баснословные деньги, мало кому это финансово доступно. В примере настенных бра Авито нам предлагает разный ценовой диапазон: самые дорогие из чугуна - ценик заходит за 20 т.р., затем бронза - от 10 т.р. ну и финиширует аллюминий - от 3 т.р. Особливо ценятся с изображением символики советского государства, так называемая "агитация"

Агитация (в цене)
Агитация (в цене)
Лиминий
Лиминий
Бронза
Бронза
Оригинальный цвет "Античное золото"
Оригинальный цвет "Античное золото"
Примерно в таком состоянии можно найти в пол цены.
Примерно в таком состоянии можно найти в пол цены.

Удешевить проект конечно же можно, если у вас есть материальная база: место где помусорить, необходимый инструмент, оснастка. ну и конечно - "руки откуда надо".

Реставрация: (кому не интересно проматайте)

На всё тех же торговых площадках Авито или Мешке можно "выловить" в пол цены отдельные экземпляры. Как правило они в плачевном состоянии закисшие (уличного или гаражного хранения): резьбовые втулки прикипели к алюминию корпусу (не соответствие гальванической пары), чтоб их свернуть потребуется постараться не сломать втулку, не сорвать резьбу или вообще сломать корпус светильника (запчасти к ним придется поискать и стоят они как сам светильник) Сломав втулку будьте готовы высверливать и нарезать заново резьбу. Резьбы там не простые на 12 мм шаг 1, но бывают и на шаг 1,25, бывают и на 10 всё с теми же шагами 1 и 1,25. Далее зачистка - поглотаете пыли (работайте в респираторе) Покраска - в цвет какой желаете. Классический - античное золото и серебрянка, более поздние с каким то розовым оттенком были. Для моего вкуса цвет античное золото (аэрозольный баллон) + покрытие лаком ПФ "Орех" от компании Лакра. Придаёт вид старой бронзы в патине. Ну и цена вопроса в плафонах немалая: каждый плафон "шишка", "желудь" или даже просто "шар" - 1 т.р. без дефектов. С трещиной или со сколами за 500 руб можно найти. Так же в лёгкую ломаются болтики крепления плафона. Будьте готовы высверливать и нарезать резьбу на 4 мм. Для восстановления электрики проблем не увидел: провод в двойной изоляции, оригинальные патроны для них шли карболитовые с расширенной юбкой (на авито найти можно) Резьба в патроне 12х1. Штатно светильники не предусматривали заземление корпуса. Для крепления заземляющего провода можно использовать болты крепления рожков к основанию.

Зачистка: чугун отлично зачищается мягкой латуневой карцовкой на болгарке до волшебного металлического серого блеска и дополнительная чистка может понадобиться только в углублениях нумизматической щеткой или латуневой на бормашинке (дремель). Латунь чистить рекомендую только нумезматической щеткой или латуневой щеткой на бормашинке (карцовка сдерет всю патину). Лиминь: первый шлак можно аккуратно пройти карцовкой на болгарке (без надавливаний) иначе сошлифуете его, далее вручную щёткой по металлу с мягким ворсом (можно и нумизматической, только долго будет)

Бронза
Бронза
Лиминь всё в том же оригинальном цвете.
Лиминь всё в том же оригинальном цвете.
Всё тот же лиминь, но обратите внимание на крепление плафонов (они не под винты)
Всё тот же лиминь, но обратите внимание на крепление плафонов (они не под винты)

Варианты люстр данного дизайна так же присутствуют. Ценник на них начинается от 20+т.р. Размеры так же разные от огромны театральных (в цене от 100 т.р.) до квартирных (3-х, 5-ти рожковых) Рожки в квартирных люстрах реализованы всё те же, что и для бра (настенных светильников) В идеале конечно же подобрать комплектные бра с люстрой. Так сказать сервиз. Думаю данное решение более интересно. Так как вы соберете готовый комплект, который во времени будет только расти в цене. своего рода вы обустраиваете интерьер и как коллекционер вкладываете деньги в раритет. Задумайтесь!

Отдельного внимания заслуживает рассмотреть настольные лампы. Если у вас позволяет жил площадь иметь отдельный кабинет или даже библиотеку обустройство такового рабочим столом в зеленом сукне со старинной настольной лампой "сам бог велел".

Частая в продаже.
Частая в продаже.

Выбор на вкус и цвет бюджетных вариантов на барахолках велик. реально ценные антикварные вещи встречаются редко и ценик на них далеко не гуманный. К примеру бронзовая лампа 30-40-х гг. "Сенокос" бронза в серебре -200 т.р. Тот же "Сенокос" просто в бронзе без реставрации - 80 т.р. Среднего ценового диапазона "Кремлевская" тематика разная "Лесничество", "Адмиралтейская", "Гербовая", "Серп и Молот" - 20-60 т.р. Простому люду доступны будут мраморные лампы такие как "Колонна", животный мир: орел, медведь. белка и т.п. - от 8 т.р. (с плафоном)

"Адмиралтейская" Цена: 40-80 т.р.
"Адмиралтейская" Цена: 40-80 т.р.

"Сенокос" (в серебре) Цена 200 т.р.
"Сенокос" (в серебре) Цена 200 т.р.

"Медведь" мрамор цена: 8-15 т.р.
"Медведь" мрамор цена: 8-15 т.р.
Агитация (средний ценовой диапазон) 40-60 т.р.
Агитация (средний ценовой диапазон) 40-60 т.р.

Часто на продаже варианты частых ламп встречаются без плафона или даже без плафонодержателя (от 4 т.р. без плафона). Ориентировка по ценам на плафоны: двуслойное стекло новодел 4500 руб., оригинал - от 8 т.р. Цена может уменьшится если есть сколы, трещины. Так же стоит обратить внимание зеленый плафон на 1-2 т.р. дороже молочного цвета. При выборе настольной лампы следует обратить внимание: оригинальность (если это вам важно), состояние корпуса и плафона (это понятно). если ваш выбор пал на более старинную лампу то обратите внимание на оригинальность комплектации (бронзовых, деталей, камня, плафонодержателя - соответствие одного к другому)

Ленин агитация.
Ленин агитация.

В случае с не частыми вариантами вам сложно будет определить подлинность тех или иных частей лампы. К примеру непросто найти именно соответствующий вашей лампе латуниевый электропатрон (если он к тому же с встроенным выключателем) Их не так то много на продаже и ценик на них от 1 т.р. начинается. Опять таки повторюсь: это если оригинальность для вас важна. Просто много продаванов позиционируют товар как оригинальный нереставрированный вариант в идеальном состоянии. Обязательно запросите фото хорошего качества сомнительных частей. Но при качественной реставрации вам это не поможет. Есть хитрецы выставляя некачественные фото скрывающие явно выраженные дефекты (сломы и т.п.) Если в этом случае вы не проверите при получении товар - то попали. А если вернули, то продаван вину свалит на транспортную компанию и в любом случае заработает на вас как на помощнике в его умысле.

В конце приведу несколько вариантов моих реставрационных работ.

"Колосья"
"Колосья"
Классическая однорожковая бра.
Классическая однорожковая бра.
Малыш (не часто встречается на продаже)
Малыш (не часто встречается на продаже)
Потолочно - настенный.
Потолочно - настенный.
Основание чугун, колонна бук.
Основание чугун, колонна бук.
Плафонодержатели новодельные художественная ковка.
Плафонодержатели новодельные художественная ковка.

Вот пожалуй и всё, чем хотел поделиться с вами. Создавайте, творите, вкладывайтесь в истинные ценности (не вкладывайтесь в одноразовое Г..)

В следующей статье думаю затронуть уже тему мебели всё в том же "Сталинском ампире".