Пора заканчивать с смыслом Ж – и сделаем мы это в первый день весны, что символично: возрождение, пробуждение, птички поют и всё путём. Я обещал, что вопрос лёгкий, и что ответ не понравится? Выполняю.
В прошлой серии мы с вами (то есть – я) разложили человеческое существо на составные элементы для удобства и (в итоге получили винегрет) теперь имеем возможность изучать смыслы поэтапно. А это действительно несложно:
а) биологический смысл – борьба за выживание и воспроизведение себе подобных;
б) социальный смысл – борьба за сохранение сообщества;
в) аналитический смысл - открытие и изучение окружающего и внутреннего мира;
г) духовный смысл - тяга к творчеству и восприятие творчества, религия;
д) эмоциональный смысл - стремление к ярким эмоциям (а для чего, по-вашему, смотрят новости про катастрофы или примитивные передачи с руганью, слезами, нахождением родственников и раскрытием неверности?);
я) то, что нельзя отнести к вышеперечисленным.
Доказать, что все эти элементы можно отнести к смыслу ЖИЗНИ, опять же, легко - история знает примеры самоотверженности и даже самоотречения за любую из букв:
а) – за потомство;
б) – за семью, за Родину;
в) – за науку
г) – за искусство (за веру – ещё бы!)
д) – за экстрим;
я) и ещё х.з. за что.
Анализ – это наше всё. Вот с синтезом выходит слабее. Если мы попытаемся сложить обратно разобранный из любопытства родительский будильник, с большой степенью вероятности, функционировать он не будет. Также и здесь: нашинкуем, перемешаем и заправим уксусом и ароматным подсолнечным маслом. И получим?
А ведь ещё есть одна буква…
л) – любовь.
Она стоит особняком, как бы ни пытались редукционисты всех мастей сводить это понятие к инстинктам, расчётам и кто его знает, к чему ещё.
Так как же с ответом? Спросите Вы. Вынужден уточнить: а Вы – кто, собственно? Давайте на Вашем уважаемом примере и рассмотрим. Придётся вспомнить кое-что:
- о каком смысле думал дошкольник в коротких штанишках с лямками и разбитыми коленками, бегая с друзьями во дворе или переворачивая камни в поисках жуков, которых можно посадить в спичечный коробок, и они там шуршат?
- о каком смысле думал долговязый переросток в немодных штанах, трепетно обнимая за талию одноклассницу под шипящую запись про клён над речной волной?
- о каком смысле думал парень в стройотрядовке с лопатой в обнимку, валяясь в кузове, откуда он только что выгрузил полторы тонны бетона, по пути на базу со сверхурочной смены, глядя в бездонно-голубое ночное небо короткого северного лета?
- о каком смысле думал молодой папаша, дрожащими руками принимая у медицинской сестры непонятный свёрток с лентами и кружевами, пытаясь разглядеть среди них своё собственное продолжение?
- Ладно. Обманул. Значит – не знаешь сам ничего.
- Если вам нужны авторитеты – почитайте Виктора Франкла. Он хоть и основатель третьей венской школы психиатрии, но и людям, считающим себя нормальными, было бы полезно его почитать. И биография поучительная.
Покончили с простым вопросом. Теперь будут посложнее:
Кто виноват? и Что делать? или Камо грядеши?
Шутка.
Дальше будет про искусство всякое. Забавно будет.
А пока послушаем не самые смешные песни самого смешного из серьёзных музыкантов. И как до него ещё не добрались тут?