Найти в Дзене
По душе

Ту-144 и Конкорд "Отличия между ними"

Ту-144 был советским сверхзвуковым пассажирским самолетом, первым из двух в мире сверхзвуковых авиалайнеров, используемых для коммерческих перевозок в гражданской авиации. Разработка и завершение проекта Ту-144 стали крупнейшей и наиболее сложной программой в истории советского самолетостроения. Благодаря длительным усилиям был создан самолет мирового класса, не уступающий по базовым техническим характеристикам соответствующим западным моделям. Ведущим конструктором самолета был Алексей Туполев, а разработкой двигателя занималось ОКБ Николая Кузнецова. 16 июля 1963 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании ОКБ А. Н. Туполева СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолетов». Общее руководство осуществлял Андрей Туполев. В июле 1965 года был завершен эскизный проект Ту-144. 22 июня 1966 года был утвержден полноразмерный макет самолета. 9 октября 1968 года завершилась постройка пе
Оглавление

Ту-144 был советским сверхзвуковым пассажирским самолетом, первым из двух в мире сверхзвуковых авиалайнеров, используемых для коммерческих перевозок в гражданской авиации.

Разработка и завершение проекта Ту-144 стали крупнейшей и наиболее сложной программой в истории советского самолетостроения. Благодаря длительным усилиям был создан самолет мирового класса, не уступающий по базовым техническим характеристикам соответствующим западным моделям.

Ведущим конструктором самолета был Алексей Туполев, а разработкой двигателя занималось ОКБ Николая Кузнецова.

16 июля 1963 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании ОКБ А. Н. Туполева СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолетов». Общее руководство осуществлял Андрей Туполев.

В июле 1965 года был завершен эскизный проект Ту-144.

22 июня 1966 года был утвержден полноразмерный макет самолета.

9 октября 1968 года завершилась постройка первого прототипа.

31 декабря 1968 года опытный Ту-144 (бортовой номер СССР-68001) впервые поднялся в воздух. Это п��оизошло на два месяца раньше полета англо-французского сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд».

5 июня 1969 года Ту-144 стал первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер (на высоте 11 000 метров).

**Хронология событий, связанных с Ту-144:**

* **Весна 1971:** Сборка первого серийного Ту-144 в Жуковском.

* **1972:** Начало производства на Воронежском авиазаводе.

* **1 июля 1971:** Первый полет улучшенного серийного образца Ту-144 № 01-1.

* **29 октября 1977:** Получение сертификата летной годности.

* **1 ноября 1977:** Первый пассажирский рейс Ту-144 по маршруту Москва-Алма-Ата.

* **1 июня 1978:** Отмена пассажирских рейсов Ту-144.

* **Июль 1983:** Установка 13 мировых авиационных рекордов на модификации Ту-144Д.

* **1995-1999:** Использование Ту-144Д (№ 77114) в качестве летающей лаборатории НАСА.

* **До середины 1990-х:** Использование Ту-144 для различных испытаний.

* **Середина 1990-х:** Установка нескольких Ту-144 в качестве экспонатов в музеях и на авиазаводах.

**Сравнение Ту-144 и "Конкорда":**

**Сходства:**

* Длинный фюзеляж

* Опускаемая носовая часть

* Аэродинамическая схема "бесхвостка"

**Отличия:**

**Размещение двигателей:**

* Ту-144: Под фюзеляжем

* "Конкорд": Попарно на консолях крыла

**Уборка шасси:**

* Ту-144: В направлении полета на крыло

* "Конкорд": По размаху крыла в фюзеляж

**Количество пассажирских кресел в ряду:**

* Ту-144: 5

* "Конкорд": 4

**Взлетно-посадочные углы атаки:**

* Ту-144: Большие благодаря схеме увязки шасси с фюзеляжем

По словам главного конструктора Ту-144 Алексея Туполева, центральная компоновка двигателей на Ту-144 считалась более удачной, поскольку облегчала удержание машины от разворота в случае отказа одного двигателя. Кроме того, схема уборки шасси на Ту-144 позволила освободить фюзеляж и увеличить количество пассажирских кресел в ряду.

**Сравнение коммерческой эксплуатации Ту-144 и "Конкорда":**

**Ту-144:**

* Пассажирские рейсы выполнялись с 1 ноября 1977 по май 1978 года.

* Перевезено 3284 пассажира за 55 рейсов.

* Расстояние рейса: 3260 км

* Высота полета: 16000-17000 м

* Скорость: 2000 км/ч

* Количество пассажиров на борту: не более 80 человек

**"Конкорд":**

* Пассажирские рейсы выполнялись с 21 января 1976 по ноябрь 2003 года.

* Перевезено около 2,5 миллионов пассажиров за 27 лет эксплуатации.

* Общий налет самолетов: 243 845 часов

* Основное назначение: перелеты между Европой и Америкой через океан

* Меньшая площадь крыла, взлетная масса и крейсерская тяга по сравнению с Ту-144

* Более совершенные двигатели и оборудование по сравнению с Ту-144

**Причины более длительной и успешной эксплуатации "Конкорда":**

* Проектирование для сверхзвуковых полетов над безлюдными океанскими просторами.

* Более совершенные двигатели и оборудование.

* Меньшие высоты крейсерского сверхзвукового полета.

* Меньшая взлетная масса и крейсерская тяга.

**Причины прекращения эксплуатации Ту-144 и "Конкорда":**

* Ту-144: Катастрофа в мае 1978 года и последующие проблемы с двигателями.

Ту-144
Ту-144

* "Конкорд": Катастрофа в июле 2000 года и повышение цен на топливо.

Конкорд
Конкорд