Найти тему
СШХ

Проект «Арктик СПГ-2: успехи и угрозы

Александр Баврин, аналитик Института региональной экспертизы, для канала @sevshirhod

Согласно отчету ПАО «НОВАТЭК» по итогам 2023 г., в декабре произведена первая партия СПГ на проекте «Арктик СПГ-2». Имеющиеся технологические достижения, в частности, — в виде буксировки и установки платформы весом 640 тыс. тонн, которая является самым тяжелым перемещаемым объектом в истории мировой СПГ-отрасли, позволяют думать о фактическом отсутствии воздействия санкций на развитие компании и реализацию запланированных проектов. Однако анализ указывает не только на отложенные по срокам воздействия, но и на существующие угрозы по реализации проекта в будущем.

Дочерняя компания «НОВАТЭКа», реализующая проект «Арктик СПГ-2» включена в SDN-лист Минфина США в ноябре прошлого года. Ранее под санкционные ограничения попал подрядчик проекта. Правда, проект уже приближался к финишной прямой, и санкции практически не повлияли. Некоторый сдвиг сроков начала отгрузки мог быть вызван и иными причинами: сначала коммерческие отгрузки планировалось начать с середины января 2024 г., позже на февраль была запланирована только отгрузка пилотной партии, теперь становится ясно, что раньше марта отгрузки не начнутся. Действительно, если, как выразился помощник госсекретаря США, стоит цель «задушить проект», то существует несколько вариантов воздействия.

Помимо возникновения сложностей с потенциальными покупателями СПГ, возникают
неразрешимые пока вопросы логистики — задержка поставок танкеров ледового класса Arc7 для проекта ведут к невозможности отгрузки производимой продукции. Изначально планировался флот для «Арктик СПГ-2» из 21 танкера класса Arc7, 6 из которых должны быть построены в Южное Корее, 15 — на судоверфи «Звезда». Помимо разрыва контракта с «Совкомфлотом» из-за санкций с южнокорейской верфью Hanwha Ocean, и переводом его на другого владельца, сейчас возникает сложность с японской Mitsui O.S.K. Lines, которая должна была стать судовладельцем половины производимых танкеров — после введения санкций компания не может фрахтовать газовозы для «Арктик СПГ-2», да и с передачей их оператору проекта возникают проблемы. По имеющейся информации, поставок танкеров от «Звезды» в этом году ждать не приходится. Возможность перенаправить танкеры с проекта «Ямал СПГ» надо оценивать как невысокую.

Определить
вероятность последующих событий, каждое из которых несет в себе серьезные риски, затруднительно. Даже если танкеры будут поставлены южнокорейской фирмой, то отгружать в текущем году будет возможно менее трети от потенциальных объемов производства. Учитывая сложности логистики и продаж, резко повышается волатильность доходов по проекту. При этом расходы также могут резко возрасти, в том числе за счет вероятности предоставления дисконтов на отгружаемую продукцию или необходимости привлечения сторонних танкеров для организации перевозки. По имеющейся информации, возникающие форс-мажорные обстоятельства привели к приостановке реализации третьей линии проекта, сроки по вводу второй линии также могут быть пересмотрены.

На примере проекта «НОВАТЭКа» можно убедиться в сложности организации работ
под санкционным давлением. Успешные технические решения могут быть нейтрализованы контрмерами относительно коммерческой составляющей проекта. Несмотря на собственные успешные действия, в крупном проекте приходится полагаться на смежников, у которых также могут возникать аналогичные проблемы, на решение которых, как минимум, потребуется значительное время. Полное импортозамещение в короткие сроки невозможно, но выстраивание, в рамках частичного, технологических цепочек, позволяющих осуществлять бесперебойную работу стратегически важных проектов, является сложной, но решаемой задачей.

ⒸЗапомните: всегда будет следующий
поезд