Найти тему
Москва Меняется

Что смотреть: «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса

Лондонский профессор Годвин (Уиллем Дефо), который сам выглядит как создание Франкенштейна, занимается экспериментами над животными — например, соединяет части тел гуся и бульдога и реанимирует их. Он берет в помощники самого способного студента-медика Макса (Рами Юссеф), чтобы тот наблюдал за Беллой (Эмма Стоун), его последним экспериментом, который воистину способен пошатнуть основы науки и мироздания. Годвин смог оживить утопившуюся беременную женщину, вложив ей в голову мозг ее нерожденного ребенка, и теперь она бродит по дому походкой младенца, бьет посуду и учится мыслить и говорить.

Обложка: © Element Pictures; Film Four Ltd.; Fox Searchlight Pictures; Fruit Tree; Hungarian Tax Credit
Обложка: © Element Pictures; Film Four Ltd.; Fox Searchlight Pictures; Fruit Tree; Hungarian Tax Credit

День ото дня Макс всё больше очаровывается Беллой, поэтому, когда профессор предлагает им пожениться, он тут же соглашается. Но невеста решает перед свадьбой прочувствовать жизнь во всей ее полноте и сбегает из дома вместе с юристом-ловеласом Данканом Веддерберном (Марк Руффало в непривычно комической роли) в Лиссабон. Познав с плейбоем радости секса, она переключается с телесного на умственное и с головой уходит в чтение. А еще Белла не со зла постоянно обижает своего любовника, который вдруг превращается в страшного ревнивца. После того, как их ссаживают с океанского лайнера в Париже, где она знакомится с экстравагантной немкой (80-летняя легенда кино Ханна Шигулла), пути Беллы и Данкана расходятся. Создание доктора Годвина, которого она называет попросту Бог (God), устраивается работать в публичный дом, где узнает еще больше о мужчинах и заодно про социализм.

Популярный греческий режиссер Йоргос Лантимос экранизировал постмодернистский роман шотландца Аласдера Грэя, скрестивший «Франкенштейна», «Пигмалиона» и много чего еще, и сам позволил себе не стесняться в заимствованиях. Вот эксцентрика Терри Гиллиама, вот вырвиглаз-цветокоррекция Жёне с Каро времен «Города потерянных детей», а вот стимпанк как у Карела Земана. Лантимос, начав экспериментировать с фишайем еще на «Фаворитке», где, кстати, тоже играла Эмма Стоун, здесь использует его как минимум столь же часто. Плюс не скупится на игру с цветом — первая треть фильма снята в ч/б, потом, во время путешествия Беллы по миру, картинка уходит в кислотный психодел, а когда героиня уже как следует познала белый свет и приобрела необходимый опыт, цветовая палитра заметно нормализуется.

Вот только визуальное пиршество, старания художника по костюмам, музыка Джерскина Фендрикса, сотрудничавшего, например, с группой Black Midi, и отличные актеры (особенно Дефо) не могут скрыть малоприятный факт — из остроумной книги про эмансипацию женщины выросла еще одна митушная киноброшюра почти что в духе «Барби». За это отвечает третий акт «Бедных-несчастных», когда из ниоткуда возникает первый муж Беллы, тот самый, чьего ребенка она носила под сердцем. В книге это глуповатый пожилой генерал, в фильме — вояка-садист (Кристофер Эбботт), готовый на всё, лишь бы оставить её у себя и сделать послушной домохозяйкой. И если у Грея в качестве эпилога фигурирует письмо главной героини, где она разоблачает всю историю как очевидную выдумку своего мужа Макса, то Лантимос предпочел торжество женской солидарности и наказание для домашних тиранов.

Такой поворот событий слишком уж отдает повесткой и стирает всю вроде бы метко ухваченную фильмом ироничную интонацию, что, конечно, не помешало ему получить «Золотого льва» в Венеции. Впрочем, если абстрагироваться от назойливого смещения акцентов, получается вполне веселая и не дающая заскучать эксцентричная комедия. Хоть и несколько разочаровывающая поклонников режиссера.

Автор: Дмитрий Карпюк