УЛОВКА «ИСТОРИИ КПСС»
В феврале исполняется 107 лет со времени начала буржуазно-демократической революции в России. Советский учебник истории утверждал, что революцию в феврале 1917 года совершили рабочие Петрограда и солдаты, руководимые большевиками. Но имеются многочисленные свидетельства, что большевики событиями не руководили. Достаточно знать, что в Петрограде в то время не было ни одного из двадцати девяти членов и кандидатов в члены большевистского Центрального комитета (ЦК), избранного на шестом съезде в августе 1917 года.
Вообще в Петрограде в то время почти не было самых влиятельных большевиков. Например, отсутствовали Г.И. Петровский, Г.К. Орджоникидзе, Емельян Ярославский - они отбывали наказание в Якутске, послали оттуда Владимиру Ильичу Ленину в Швейцарию телеграмму: «Ленину. Из Якутска. Празднуем Ваше возвращение к открытой деятельности. Да здравствует возрождённый интернационал». Весть о февральской революции застала Иосифа Виссарионовича Сталина в Ачинске. 8 марта 1917 года Сталин выехал из Ачинска, с пути послал приветственную телеграмму В.И. Ленину. Десятки видных большевиков находились в эмиграции в Европе и Соединённых Штатах Америки, не имели сколько-нибудь прочной связи с Петроградом.
Въедливый читатель спросит: «А Петроградский городской комитет большевистской организации не мог возглавить революционное выступление?» В «Истории КПСС» утверждается: «Петроградские большевики использовали отмечавшийся 23 февраля Международный день работницы для проведения собраний и митингов…23 февраля, когда боевое настроение масс вылилось в мощные демонстрации, заполнившие улицы и площади столицы, явилось первым днём революции. Бюро ЦК и Петербургский комитет дали директиву максимально развивать начавшееся движение».
В молодости я верил «Истории КПСС», но в старости сказывается опыт журналистской работы. Возникают вопросы. Например, в какой-нибудь публикации 1917 года я читал о том, что первичная большевистская организация предприятия получила директиву бюро ЦК и Петербургского комитета большевистской партии и принялась выполнять эту директиву? Таких сообщений мне встречать не приходилось. Конечно, бюро ЦК и Петроградский комитет партии могли написать такую директиву, но стала ли она руководством для заводских партийцев и получали ли заводские партийцы директиву?
В «Истории КПСС» революционный подъём активности масс 23 февраля 1917 года ставится в заслугу Петроградскому городскому комитету большевистской партии. Спросим, а что конкретно сделал комитет? Оказывается, призывал народные массы с помощью выпущенных листовок. Уважаемые академики, сочинявшие «Историю КПСС», не смутились, написав такое -маловато издать листовки, чтобы поднять народ, нужна пропагандистская и организаторская работа. О пропагандистской и организаторской работе - в печати тоже ни слова, складывается впечатление, что такой работой большевики Петрограда накануне 23 февраля и в Международный день работницы не занимались.
Кстати, уважаемые академики, сочинявшие «Историю КПСС», видимо, слабо были знакомы с деятельностью полиграфических предприятий, печатавших листовки. В юности я короткое время работал наборщиком на строкоотливной машине, линотипе, которая «набирает» тексты листовок; нас, начинающих полиграфистов, учили: вслед за текстом идёт название типографии, которая листовки выпустила, и дата выпуска. Дата выпуска листовок, о которых идёт речь в «Истории КПСС» -25 февраля 1917 года, так что никак эти листовки не могли призывать массы 23 февраля.
Александр ТИХОНОВ