845 подписчиков

Посев в "улитку", чем хорош этот способ?

197 прочитали

Несколько лет назад этот способ посева наделал много шума! Кто его придумал, уже не важно, но многие тогда кинулись осваивать этот способ, поскольку он должен был существенно облегчить некоторые весенние манипуляции с рассадой, а где-то и вовсе отказаться от такой операции, как пикировка.

Знаю, что многим огородникам посев в улитки пришёлся по душе и теперь, оценив преимущества этого метода, они его используют постоянно, чего не скажешь про меня...

В 2018 году, начитавшись и насмотревшись, я тоже загорелась освоить этот способ посева. Решила проверить два способа "улиточного" посева:

  • в рулончики с использованием туалетной бумаги с последующей пикировкой сеянцев и
  • в улитки с грунтом без пикировки.

Для этих целей, по отзывам, хорошо использовать полоски из вспененного полиэтилена, который у многих скопился как материал для упаковки ламината. У нас такого материала не было, поэтому использовала обычный полиэтилен и полоски от старого жалюзи. Про использование полосок от жалюзи я ещё расскажу. а пока про "улитки"...

Итак, первый вид улиток:

Рулончики с туалетной бумагой

Нарезала полоски плотного полиэтилена из больших мусорных пакетов по ширине рулона туалетной бумаги, разложила на столе, застелила бумагой, сбрызнула водой, разложила семена цепочкой на расстоянии 3-4 см ближе к верхнему краю прикрыла ещё одним слоем туалетной бумаги и свернула в рулончик. Фотографий этого процесса не делала, этот способ все наверняка видели на фото и видео... Покажу только результат - то, что получилось у меня:

Перец в рулончиках. Посев
Перец в рулончиках. Посев
Перец в рулончиках. Всходы
Перец в рулончиках. Всходы

Торчащие из рулончиков бирочки разделяют сорта перца - сеяла по три зёрнышка каждого сорта. Сразу скажу, что этот способ посева мне не очень понравился, потому что при пикировке то ли от волнения, то ли от моей неаккуратности некоторые сорта перепутала...

Вот мои сеянцы перца уже после пикировки:

Перец после пикировки
Перец после пикировки

Параллельно с этим методом опробовала и второй способ посева:

"Улитки" из жалюзи с грунтом

Для удобства набивки грунта муж сделал мне хорошее приспособление: досочку с бортиками:

Доска с бортиком, кусок ленты жалюзи, скалка, пульверизатор и полоска сотового поликарбоната
Доска с бортиком, кусок ленты жалюзи, скалка, пульверизатор и полоска сотового поликарбоната

Вы спросите, для чего полоска поликарбоната? Для создания улиток с разной толщиной грунта. Сейчас расскажу...

Принцип таков: чтобы грунт не вываливался из "улитки" (далее я не буду ставить кавычки), по краям доски сделаны бортики. На доску укладывается лента жалюзи и на неё наносится слой грунта:

Слой грунта на ленте от жалюзи
Слой грунта на ленте от жалюзи

Чтобы равномерно уплотнить грунт по всей длине и ширине ленты, прикатываем его скалкой:

Грунт прикатываем
Грунт прикатываем

Вот тут и помогут бортики по краям доски. Далее, заполнив всю длину доски, начинаем аккуратно сворачивать улитку:

Начало улитки
Начало улитки

Свёрнутый кусок улитки с грунтом сдвигаем в начало доски и продолжаем уплотнять грунт по все длине ленты:

Завершение нанесения грунта
Завершение нанесения грунта

Аккуратно сворачиваем всю улитку, концы закрепляем скрепками и стягиваем весь рулон резинкой или бечёвкой:

Готовая улитка
Готовая улитка

Аккуратно перемещаем улитку в глубокую ёмкость:

Улитка на месте. Эта улитка потом была использована для посева лобелий.
Улитка на месте. Эта улитка потом была использована для посева лобелий.

Таким образом мы с мужем набили несколько улиток. В две из них я потом посеяла сладкий перец и томаты, так же разделяя сорта бирочками. В улитки с грунтом сеяла следующим образом: после установки улитки в ёмкость немного уплотнила грунт просто пальцем, сбрызнула водой, разложила в полоски грунта семена на расстоянии 2-3 см, вставляя бирочки, и присыпала сверху влажным грунтом. Сверху прикрыла прозрачными крышками (можно плёнкой).

Посевы в улитках. На этом фото улитки, сделанные чуть раньше, в них посеян перец.
Посевы в улитках. На этом фото улитки, сделанные чуть раньше, в них посеян перец.

На этом фото две улитки. На первой грунт нанесён большим слоем, а на второй слой потоньше. Для второго случая использовали полоску сотового поликарбоната: положили его на досочку, чтобы поднять уровень нижней поверхности. Если непонятно, спрашивайте, в комментариях поясню...

А это улитка со всходами лобелий:

Лобелии в улитках. Куда я их столько насеяла?!!
Лобелии в улитках. Куда я их столько насеяла?!!

С лобелиями потом получилось всё хорошо - я разбирала улитки, отделяя комочки с грунтом, пронизанным корнями и сажала в отдельные горшочки, а вот с перцем и томатами опять получилась ерунда - я запуталась в бирочках и сорта перца или томата определяла потом, по факту...

Пикирую томаты
Пикирую томаты
Пикировка в процессе...
Пикировка в процессе...

В том году я была совсем не в восторге от улиток, в первую очередь по причине, о которой сказала - перепутала сорта перца и помидоров. И вообще, сам процесс пикировки как-то не вдохновил...

Прошло 5 лет. И снова в мозгах зашевелилась мысль об улитках... Не зря ведь многие огородники в восторге от них! Что-то где-то я делала тогда не так? Надумала я нынче снова посеять что-нибудь в улитки, но учитывая свои ошибки и неудачи в прошлом, решила посеять в них монокультуру и без разделения по сортам, чтобы не морочиться потом с бирочками, не нервничать, а получать удовольствие от самого процесса посева и уйти от пикировки. А посему решено было посеять в них ялтинский лук. Пикировать я его скорее всего не буду. так из улиток и пойдёт в грядку.

Сегодня приготовили всё для посева. Завтра посею. Потом покажу, что получилось.

А вы когда-нибудь сажали в "улитки"? Как вам этот способ посева?