Рост Димы – меньше метра. Поэтому волонтёрка садится рядом с ним на корточки и высоко поднимает шишку. Разжимает пальцы, шишка падает на асфальт. Дима внимательно следит за ней глазами. Она снова поднимает, отпускает, шишка с шорохом катится в сторону. Дима смотрит. Прошлогодние листья и снег ему не интересны, шишка лучше, а больше под руками ничего нет. И они продолжают стоять (она - сидеть) посередине дорожки интерната.
Он бы так и провел всю прогулку вдали от остальных детей и с шишкой. Девушка, кстати, тоже. Кажется, они нашли друг друга - два небольших интроверта. Но их уже зовут обратно…
Волонтеры «Даниловцев» попали в «малышовое» отделение этого центра для сирот с инвалидностью не сразу. Сначала они несколько лет посещали старшие группы. И однажды руководство предложило волонтерам гулять и с младшими. Детей много, воспитателей мало. Выйти на улицу, покидаться снегом или подышать первым весенним ветерком может один-два ребенка из группы. Остальные - завтра. Или послезавтра.
Но в эту субботу гуляет вся группа - четыре человека 2-4 лет, потому что пришли волонтеры. Четыре малыша – это четыре не желающих стоять ровно организма, четыре комбинезончика, восемь ботиночек, шапки, стой, дай натяну! Притопни! Это твои? Где же эта пуговица… А второй ботинок был? Не туго? Ну пошли…
Одеть надо стремительно – и им жарко, и волонтерам. Теперь вниз со второго этажа. Идут дети не совсем уверенно, и два пролета они будут одолевать целую вечность. Поэтому каждой по утепленному ребенку и - на руках. А внизу еще тугие двери. Да, теперь очень хорошо понятно, почему одна няня может вывести гулять только одного ребенка за смену…
Мальчик с шишкой – Дима. Ему четыре, но ходит он, как в два, и вообще недавно оперирован на сердце. Это очень неторопливый спутник. Плюс он не говорит, и не факт, что слышит. Или просто не слушает. И шишка ему явно интереснее, чем волонтеры. Но, с другой стороны, почему нет…
Воспитательница предлагает посадить Диму в коляску и докатить до веранды, но девушка отказывается: гулять так гулять. И вот спустя минут 15 они догоняют остальных. На веранде – игрушки, и Дима оживляется. Он решительно забирает кукольную коляску у Миши и начинает с ней весьма бодро носиться. Миша – это низко надвинутая на лоб шапка, из-под которой торчат длиннющие ресницы. Он – «домашний»: если Дима – "отказник", то Мишу забирают домой на выходные.
Еще есть две девочки. Настя – совсем маленькая, она еще почти не ходит и в виде морской звезды, растопырив ручки и ножки в толстом комбинезоне, сидит на коленях у волонтерки Кати. А еще Ася, у нее тоже синдром Дауна, как и у Димы, и это самая красивая девочка на земле: сероглазая блондинка, брови вразлет.
Кого-то из девочек тоже изредка навещает мама, но домой не забирает. Волонтеры не осуждают и не обсуждают это, они гуляют. Асю катают на лошадке-качалке, Миша очарован песенкой из телефона. И так они ходят, припевают, крутятся по веранде, подхватывают падающих за воротник.
И всё? Да, и всё. Все мамы так гуляют с малышами.
А потом, через час волонтеры поднимают румяных детей на руках наверх. Ася раздевается первой и - ух ты, как, оказывается, эта трехлетняя крошка шустро раздевает остальных! Она стаскивает шапки вместе с ушами, относит по порядку в шкаф ботиночки и штаны, трудится вовсю! Жалко, детей мало.
А Дима? Дав себя раздеть, он остается сидеть на диване и начинает рассматривать свои носки. И вдруг молниеносно стягивает их и швыряет вдаль. Волонтерка говорит, чтобы он не кидался, ну и… кидает ему их обратно. Дима хихикает, кидает носком в нее снова, и девушка думает: какой же это обычный, хороший, шкодливый мальчишка. И что она в его глазах, пожалуй, стала интересней шишки. И что надо в субботу ехать сюда опять. Потому что в каком-то смысле у Димы все нормально – в группу ходит логопед и психолог, где-то есть комната Монтессори и куча развивающих игрушек.
Но у каждого мальчика есть право на шишку в кармане. И кажется, она первая, кто ему ее показал.
-
Движение "Даниловцы" благодарит Департамент труда и социальной защиты населения за поддержку волонтёрской деятельности в социальных и медицинских учреждениях в виде гранта "Москва - добрый город".
-
Хотите знакомить детей с мыльными пузырями, шишками и мелом? Заполните вот эту анкету и приступайте!