С 26 сентября по 1 октября 2020 г. мы выполняли обследование участка дна Северо-Курильского залива, который находится рядом с одноимённым городом на острове Парамушир Курильской гряды.
Целью обследования было получение информации о глубинах и подводных объектах в районе предполагаемого строительства нового причального комплекса, в рамках выполнения этой задачи были выполнены промеры глубин и проведено площадное обследование гидролокатором бокового обзора. Кроме того, было произведено магнитометрическое обследование заданной акватории с фиксацией участков магнитных аномалий и водолазные спуски к обнаруженным в ходе обследования объектам.
Ценность нового глубоководного причала для города Северо-Курильска и в целом для судоходства в этом районе трудно переоценить - имеющийся причальный комплекс был построен ещё в бытность острова японским, хотя и модернизировался, не может быть использован для обслуживания крупнотоннажных судов. Да что говорить - даже для приёма единственного курсирующего между островом и Петропавловском-Камчатским пассажирского судна он пригоден лишь в период прилива и не при любой ветровой обстановке, в частности, мы, когда пришли в Северо-Курильск, смогли отшвартоваться и высадиться только спустя 6 часов.
Работы по проектированию и строительству причального комплекса в Северо-Курильске проводятся в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016-2025 годы". В рамках данной программы ранее уже были построены глубоководные причалы на островах Итуруп и Кунашир, а теперь очередь дошла и до Северных Курил.
Появление нового причала должно способствовать увеличению объёмов переработки рыбы, которая вылавливается в регионе, а также расширению базы для поставок продукции как на внутренний, так и на внешний рынки. Появление причала благотворно скажется на бесперебойности пассажирских перевозок и на туризме.
Остров Парамушир находится практически на самом севере Курильской гряды, между ним и Камчаткой находится только остров Шумшу, разделяет эти острова неширокий (около 2 км) Второй Курильский пролив. Парамушир - второй по площади из Курильских островов после Итурупа, его длина составляет 120 км, а ширина - до 30.
Парамушир - единственный постоянно и сравнительно массово населённый из Северной группы Курильских островов, по большому счёту единственным населённым пунктом острова является город Северо-Курильск, в котором постоянно проживают около 2500 человек. Город имеет всю необходимую для жизни инфраструктуру - школу, больницу, магазины, вертолётную площадку (на данный момент идёт строительство взлётно-посадочной полосы для приёма небольших пассажирских самолётов), порт, дизельную и гидроэлектростанции. Из предприятий функционируют рыбоперерабатывающий завод и рыбоводческое хозяйство.
Климат острова суров.. очень. Достаточно сказать, что именно на Парамушире был зафиксирован самый сильный в истории Курильских островов ветер - 230 км/ч. Вообще ветра тут, похоже, дуют всегда - по этой причине лесов на острове нет и многие привычные нам деревья приняли непривычную нам форму стланика - это кустарник высотой около метра с сильно искривлёнными густыми ветвями. В такой форме на острове растут: ольха, рябина, сосна.
В первый день мы приступили к обследованию заданного участка ГБО (гидролокатором бокового обзора). К нашей великой удаче погода благоприятствовала - светило солнце, ветер хоть и дул, но существенного волнения не создавал - в итоге мы покрыли всю заданную площадь ГБО за один день.
Два оставшихся дня заняли водолазные спуски к объектам обнаруженным в результате обследования ГБО и магнитометрии. Всего таковых объектов было несколько десятков, температура воды составляла +8-9 градусов, да и волнение было уже вполне заметным, что ухудшало, в том числе, и видимость - но за два дня мы благополучно управились.
Ниже можно посмотреть видео снятые с квадрокоптера во время пребывания на Парамушире.
А если хочется узнать побольше про пиастры, поиск затонувших кораблей и пиратов на деревянной ноге :) то вот история про поиск затонувшей лодки - было действительно непросто и увлекательно.
Больше информации на podvodpoisk.ru
Оригинал статьи - на ПодводПоиск.РУ