Найти тему
мои 100 стран

№ 15. Шри-Ланка. Слоны за работой.

Речь пойдет об одном волонтерском проекте, который закрывает серию путешествий, где я участвовала в качестве волонтера. В блоге есть отдельная подборка на эту тему. Но я не ставлю крест на данном виде отдыха, просто он сейчас стал значительно дороже, возможно, я еще вернусь к такому формату.

Слоны.

Всегда была неравнодушна к этому виду млекопитающих, не могу сказать, что они — мои любимцы, т. к. у биолога все животные вызывают неподдельный интерес. Еще с детских времен, когда я запоем читала рассказы Джеральда Даррелла, мне импонировали эти гиганты. Но, несмотря на свои размеры, они, наверное, самые спокойные и миролюбивые дикие животные. Поэтому их так часто эксплуатируют люди, используя в качестве бесплатной трудовой силы или как вьючных животных. Всегда удивляюсь тому, с каким смирением слоны выполняют команды человека, например, в цирке. Казалось бы, топни один раз ногой, мотни головой, и этот дрессировщик от страха сам сядет на задние лапы. Но в слонах как будто совсем нет природной агрессии. Исключение - период созревания самцов, когда они во всех движущихся объектах видят потенциального противника и пытаются атаковать. Это как человеческие подростки, проверяющие этот мир на прочность в особо тяжелые периоды. За исключением этого, слоны как будто боятся нанести какой-либо вред любому живому существу. И, как бы подтверждая это, неторопливо ходят и медленно поворачиваются, дабы ненароком не раздавить кого-нибудь. Поэтому я не смогла не поучаствовать в проекте по уходу за старыми и больными слонами, которые по тем или иным причинам стали в тягость прежним хозяевам, и те передали животных одному из местных фондов по спасению слонов.

Волонтерская программа.

Как обычно, команда подобралась интернациональная, было много участников из Азии, Европы и Америки. Жили участники программы в общежитии, по типу хостела, построенного на территории фонда посреди диких джунглей Шри-Ланки. Участие в программе на тот момент стоило 350 USD в неделю, куда входило уже проживание и 3-х разовое питание.

Дни здесь проходили однообразно в отличие от прежних проектов. Так как животные требуют ежедневного ухода, то нужно было каждый день давать животным витамины, осуществлять внешний осмотр кожных покровов на признаки различных заболеваний, устраивать водные процедуры в соседней реке, помогать заготовлять корм на текущие сутки, и самая неприятная, но необходимая часть — убирать стойла. Как таковых стойл не было, каждое животное занимало участок земли под навесом, слегка огороженный брусьями. Слоны здесь уже давно привыкли к людям и никуда не пытались сбежать, но, несмотря на это, на крупных слонов вешали тяжелые цепи. Это необходимая мера безопасности защищала людей на случай, если вдруг животное испугается и внезапно побежит. Цепь не дает сильно разогнаться слону, и он быстро останавливается. У каждого волонтера был «свой» слон, которого нужно было кормить, чистить и за которым также нужно было убираться. Но кроме этого каждый слон имел и своего личного смотрителя из числа местных шриланкийцев, которые не менялись каждые 2–3 недели, как волонтеры, а жили и работали со слонами на постоянной основе. Слоны были хорошо обучены и понимали смотрителей с полуслова. Я несколько раз поражалась тому, как они буквально с одного звука понимают, что нужно поднять связку бревна, например, не за отдельное бревно, а именно за цепь, чтобы нести было удобней. Или когда слоны набирали листья в охапку, смотрители подавали знак, и слон набирал больше листьев.

Внешне все слоны были откормленными и здоровыми, но некоторые, например, были уже очень старыми и их содержали на правах пенсионеров, абсолютно не требуя участия в работе. Те животные, которые не были включены в рабочий процесс, стояли, пританцовывая, у входа на территорию фонда, привлекая проезжающих мимо туристов.

Самыми любимыми занятиями для животных и для волонтеров были вечерние водные процедуры. Слоники заходили в реку, заваливались на бок, погружаясь с головой под воду, высунув на поверхность лишь хобот для дыхания, а волонтеры, похватав скорлупы от кокосовых орехов, принимались чесать и драить своих подопечных. Это как пилинг для животного. Помню — проводишь скорлупой по его коже, а он так довольно фыркает и пытается нащупать хоботом твою руку — так он общается в ответ. Кожа у них хоть и толстая, но очень приятная и нежная на ощупь.

По окончанию участия в программе у каждого волонтера был шанс искупаться под слоновьим душем. Незабываемый опыт. Оказывается, слон набирает через хобот внушительное количество воды!

Рядом с фондом находилась фабрика по производству бумаги. А теперь внимание, вопрос:
Как вы думаете, как слон может быть связан с производством бумаги? Интересны ваши догадки. Чур не использовать интернет, подумайте сами 😊.

А я расскажу об этом подробно в следующей статье.