Найти в Дзене
РГСУ LIFE

«МОСФИЛЬМ»: ОТ «ГОСКИНО» ДО НАШИХ ДНЕЙ

Оглавление

УСТРЕМИВШИСЬ ВВЫСЬ

«Мосфильм» появился более ста лет назад в ходе объединения Первой и Третьей кинофабрик «Госкино» в единое предприятие.

Днем рождения киноконцерна принято считать 30 января 1924 года. Это дата премьеры первого полнометражного фильма «На крыльях ввысь». Он был посвящен героизму советских летчиков и авиаконструкторов.

-2

Интересно, что ровно за год до исторической премьеры, 30 января 1923 года, в городе Свободном Амурской губернии родился советский кинорежиссер Леонид Гайдай, создатель классики советского кино. Именно под его руководством были сняты такие культовые комедии, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82» и фильмы про приключения находчивого студента Шурика. Сегодня именем режиссера названа одна из съемочных площадей на территории «Мосфильма».

-3

Несколько раз с 1924 года кинофабрика меняла свое название, среди которых были «Московская фабрика „Союзмультфильм“», «Москинокомбинат», «Кинофабрика „Мосфильм“». Известное сегодня название «Киностудия „Мосфильм“» было принято только 4 января 1936 года.

Уже в 1925 году на киностудии был произведен один из лучших мировых фильмов «Броненосец „Потемкин“», в котором появился первый в истории советского кино цветной кадр.

-4

По сюжету над кораблем поднимается красный флаг. Однако при черно-белой передаче флаг выглядел бы черным. Поэтому в картине снимали белое полотно, которое затем вручную затонировали красным цветом на всех 108 кадрах, где оно появлялось.

В 30-е годы на «Мосфильме» были выпущены фильмы самых разных жанров и тематик — от комедий до историко-патриотических фильмов. Многие из которых получили международное признание.

С начала Великой Отечественной войны почти тысяча сотрудников «Мосфильма», отказавшись от брони, ушли добровольцами на фронт, 685 работников студии были награждены орденами и медалями.

Осенью 1941 года из-за угрозы немецкого наступления на Москву было принято решение об эвакуации предприятия, и 14 октября эшелон с сотрудниками, оборудованием, реквизитом и костюмами был отправлен в Алма-Ату.

Несмотря на тяжелейшие условия, в дни войны были сняты замечательные картины, которые помогали советским гражданам сохранять бодрость и уверенность в победе. Среди них фильмы «Фашизм будет разбит», «Жди меня», «В шесть часов вечера после войны».

На «Мосфильме» трудились одни из самых выдающихся режиссеров, которые внесли вклад в развитие не только российского, но и мирового кинематографа. В разные годы на студии работали Лев Кулешов, Григорий Александров, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов и многие другие.

Режиссер Сергей Эйзенштейн получил медаль на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже за фильм «Стачка», который был снят на «Мосфильме».

-5

В съемочных павильонах киностудии работали такие легендарные актеры, как Фаина Раневская, Юрий Никулин, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Георгий Вицин и многие другие.

Именно на «Мосфильме» были сняты два из трех самых популярных российских фильмов XX века. Картины «Москва слезам не верит» и «Бриллиантовая рука» посмотрели 84 и 76 миллионов зрителей соответственно. По просмотрам они уступили только фильму «Пираты XX века», который был снят на киностудии им. Горького.

СЛОВО «МОСФИЛЬМА»

Советское кино получило широкое международное признание и было доступно иностранному зрителю.

Три советских фильма, снятые на «Мосфильме», получили «Оскар», это: «Москва слезам не верит», «Война и мир», «Дерсу Узала» (последний, кстати, снят одним из самых влиятельных кинорежиссёров за всю историю кино, японцем Акирой Куросавой). Большое количество советских картин имели и другие выдающиеся награды в сфере кинематографа.

Так, картина «Летят журавли» была удостоена «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, а фильм «Иваново детство» получил награду «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.

Кино помогало демонстрировать иностранному зрителю советский образ жизни, героизм Красной армии в борьбе с фашизмом, вечную победу добра над злом, торжество справедливости, честности и выдающегося труда советских граждан. Например, фильм «Баллада о солдате» попал в западный прокат в 1960-е годы и покорил зрителей и сильным сюжетом, и мощной технической частью. Лента получила положительные рецензии, в том числе в The New York Times.

-6

Отдельное внимание уделялось в советском кино глубине русской души. Так, американский президент Рональд Рейган утверждал, что перед встречей с Михаилом Горбачевым посмотрел фильм «Москва слезам не верит», чтобы понять загадочную русскую душу.

ВЕЛИЧИЕ «МОСФИЛЬМА»

Сегодня «Мосфильм» — это ведущее предприятие современной киноиндустрии, которое использует новые технологии и вносит большой вклад в развитие российского киноискусства.

Познакомиться с главными секретами кинопроизводства можно, сходив на экскурсию на киностудию.

Есть возможность посетить не только музей «Мосфильма», где хранятся костюмы, декорации, макеты и изделия гримеров, но и действующие съемочные павильоны.

В ходе экскурсии можно увидеть легендарный автомобиль Штирлица из «Семнадцати мгновений весны», платье Элен и мундир князя Болконского из фильма «Война и мир», царское облачение из кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию».

Для посещения также открыты натуральные съемочные площадки под открытым небом «Старая Москва» и «Старый Санкт-Петербург». Здесь можно увидеть воссозданные дворянские усадьбы, купеческие дома и особняки, дороги, выложенные брусчаткой и булыжником.

Экскурсии на «Мосфильме» проводятся два раза в день, как по выходным, там и по будням. Входной билет стоит 850 рублей.

КИНО СЕГОДНЯ

Современные технологии меняют киноиндустрию, и авторы фильмов могут удивлять зрителя не только глубоким сюжетом и актерской игрой, но и впечатляющей графикой, использованием нейросетей и съемкой целых кинокартин на смартфон.

Сегодня искусственный интеллект используется не только для редактирования изображения, но и для написания сценариев и даже музыки для фильмов. А вертикальные видео, снятые на телефон, превращаются в целые сериалы с сериями по 3–5 минут.

Стать частью «Мосфильма» и связать свою жизнь с одной из самых популярных сегодня отраслей можно в том числе благодаря образованию в РГСУ. В нашем вузе есть направления подготовки по цифровой и мультимедийной сетевой журналистике, актерскому искусству и дизайну. На направлении «Социально-культурная деятельность» можно изучить современные методы арт-менеджмента и продюсирования, которые также открывают двери в мир кинематографа.

Кинематограф также предмет большого количества научных гуманитарных исследований. Причем изучаются как история кино, так и современные картины. При этом объектом исследования может быть не только художественный смысл, но и техническая часть, например операторская работа или цветокоррекция, и другие виды компьютерной обработки видеоматериала после съемок.

Сфера кино продолжает активно развиваться. И, поскольку у современных российских зрителей растет запрос на качественное российское кино, в том числе в связи с уходом зарубежных картин из кинопроката и прекращением работы иностранных стриминговых сервисов, увеличивается потребность отрасли в новых специалистах.

Сегодня российское кино представляет широкий выбор картин — от спортивных блокбастеров до научной фантастики — и открыто для новых имен. При этом сохраняются важные традиционные для отечественного кинематографа элементы: глубокий психологизм и сложный внутренний мир героев, семейные ценности, стремление к победе доброты.

-7