В списке оскаровских номинантов случайных претендентов не бывает. И тем интереснее разобраться, за что в 2024 году в категории "Лучший фильм" была выдвинута мелодрама "Прошлые жизни". Картина не выглядит новаторской, в ней нет больших звезд, помимо главной категории лента номинирована только за сценарий, снимала ее дебютантка без какого-либо бэкграунда... Ну, в самом деле – заурядное же кино! Что же, если вы еще не посмотрели эту историю о любовном треугольнике в большом городе, стоит это сделать, а мы тут пока разберемся, чем "Прошлые жизни" отличаются от тысяч других подобных фильмов.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
"Прошлые жизни" начинаются нестандартно. Зрители будто бы обсуждают с невидимыми собеседниками сидящую напротив в баре компанию из трех человек: "Как ты думаешь, кем они друг другу приходятся?.." – ответ на этот вопрос кажется очевидным, ведь азиатские мужчина и женщина поглощены беседой, а сидящий чуть в стороне третий персонаж явно чувствует себя неловко. Кто же эти трое? Просто коллеги, зашедшие пропустить по стаканчику после работы? Может быть университетские друзья, отмечающие очередную годовщину выпуска? А может, это любовники, выстроившие странные взаимоотношения?
Кульминация открывающего эпизода наступает тогда, когда женщина направляет взгляд в камеру, разрушая четвертую стену – мы ясно понимаем, что именно она находится в центре этого странного треугольника, она задает динамику отношениям, она ведущий персонаж истории. Остается понять, кем для нее являются два других человека, расположившиеся рядом. Что они значат для главной героини? С кем она по любви и навсегда, а с кем вынужденно и временно? Почему эта троица оказалась вместе, и к чему это может привести? "Прошлые жизни" рассказывают историю непростых взаимоотношений, в которых нет отрицательных персонажей, и это немыслимо усложняет внутренний конфликт.
Когда-то Ен На и Хэ Сон жили по соседству в южнокорейской глубинке и ходили в одну школу, но родители девочки задумали эмигрировать в США и детям пришлось расстаться. Прошли годы, Ен На стала Норой, она живет в Нью-Йорке, перестала гнаться за несбыточными мечтами. В какой-то момент Хэ Сон приезжает в Америку и встречается с той, в кого был влюблен мальчишкой. Это могло стать предпосылкой для клишированного романтического фильма о втором шансе – герои понимают, что зря тратят жизнь, сходятся и отправляются навстречу закату – но "Прошлые жизни" не такое кино. Фокус в том, что Нора замужем, и замужем счастлива.
Супруг главной героини – Артур – вполне мог быть шаблонным "злым супругом", страсть к которому у Норы давно пропала. Но сценаристка и режиссер Селин Сон пошла иным путем – она разрушает жанровый стереотип и делает мужа главной героини хорошим парнем. Он не идеален, но он демонстрирует зрелость и эмпатию. Даже зрителям сложно его не полюбить, что уж говорить о Норе, которая нашла в Артуре всё то, что искала в мужчинах. И тут вдруг из ниоткуда возникает человек, к которому она испытывала теплые чувства много лет назад. Он ей ближе? Он роднее? Его чувства к ней более яркие и свежие? Наверное, но значит ли это, что героиня должна всё бросить и уйти к другому?
Много лет авторы картин о любовных треугольниках использовали один и тот же незамысловатый прием – они противопоставляли соперничающие вершины и волей-неволей превращали одного претендента в героя, а второго в злодея. В "Прошлых жизнях" оба мужчины очеловечены, они лишены каких-то скрытных мотивов, они не пытаются манипулировать Норой, не ставят ей условий и не идут на шантаж. Автор не заставляет нас принять чью-то сторону, лишая Артура и Хэ Сона духа соперничества. В результате мы, как и Нора, оказываемся в замешательстве – оба персонажа, откликающиеся в ее сердце, достойны быть рядом, оба будут для нее хороши, оба заслуживают счастья. Так как же тогда быть?..
На съемочной площадке Селин Сон создала любопытную атмосферу – она попросила исполнителей ролей Артура и Хэ Сона (Джона Магаро и Тэо Ю, соответственно) не встречаться и не общаться до того, пока она им это не позволит. В результате актеры впервые встретились лишь тогда, когда пришло время снимать их первую совместную сцену. Именно благодаря этому приему, смущение и неловкость от этой встречи выглядят так искренне и живо. Как и их герои, актеры впервые открывали друг друга, впервые видели, как с другой стороной общается Нора (на съемочной площадке – Грета Ли). Мы почти физически ощущаем ревность Артура и неуверенность Хэ Сона, проявления заботы и нежности к Норе также дают нам особый взгляд на двух мужчин, нестандартный для романтических картин.
Свежий взгляд на жанр особенно чувствуется в сцене в спальне, когда испытавший настоящее эмоциональное потрясение Артур обсуждает с Норой визит ее друга. Герой Магаро чувствует, что не может конкурировать с привлекательностью "второго шанса", что любые его попытки показать силу, проявить желание всё контролировать или объявить жену своей собственностью лишь усугубят ситуацию. Поэтому он просто доверяется жене, говорит ей о своих чувствах и позволяет жизни идти своим чередом. Заведомо конфликтная ситуация без очевидных "злодеев" и "хороших парней" вдруг превращается в глубокую историю о понимании, доверии и сочувствии. О тех чувствах, что мы быстро растрачиваем, теряем или прячем. Вот что делает "Прошлые жизни" одним из лучших фильмов 2023-го.
Селин Сон писала сценарий, в большой степени опираясь на собственный опыт романтических отношений, но и для Джона Магаро, исполнителя роли Артура, фильм стал психотерапевтическим сеансом – в реальной жизни актер женат на американке корейского происхождения. Как и Артур, Джон испытывал в жизни последствия культурного различия, сталкивался с языковым барьером, опасался того, что окажется недостаточно хорош в роли супруга. И, по его собственным словам, он постоянно борется за то, чтобы совершенствовать связь с женой. Артур, соответственно, тоже принимает тот факт, что в жизни Норы всегда будут аспекты, ему недоступные в силу происхождения, но он жаждет наладить взаимопонимание, узнать больше, стать ближе...
Признаваясь в своих чувствах, в своих сомнениях и неуверенности, Артур показывает высочайший уровень доверия и близости в супружеской паре. Сцену венчает блистательный диалог, главная фраза в котором звучит следующим образом: "Ты делаешь мою жизнь намного лучше, и мне интересно, делаю ли я то же самое для тебя". И столь же великолепен финал, когда Артур утешает плачущую жену, только что расставшуюся с Хэ Соном навсегда. Это проявление простой человеческой поддержки не может не найти отклик у аудитории, ведь это не просто закончившиеся отношения, это большая часть души, с корнем вырванная и похороненная. И вновь в концовке мы видим трех взрослых, состоявшихся персонажей, которых не назовешь банальными или поверхностными – всем им хочется сопереживать.
От множества других мелодрам "Прошлые жизни" отличает то, что главная героиня здесь в первую очередь прислушивается к самой себе и сама строит свою жизнь. Нора не попала в зависимость от супруга, а потому оказалась защищена от соблазна взлететь за эфемерной мечтой. Она любит Артура, и пусть их совместная жизнь не столь романтична, как прогулки с Хэ Соном, она живая и настоящая. Нора и Артур встретились в правильное время, вместе пережили радость и грусть, обнаружили общие интересы, совместили свои жизни так, что превратились в обычную, но всё же счастливую семью. Больше того, на этом они не остановились и продолжают работать над отношениями.
Когда ближе к финалу мы вновь оказываемся в той открывающей фильм сцене в баре, треугольник персонажей выглядит для нас уже совсем иначе – теперь мы знаем, кто есть кто в этой троице. Нора и Хэ Сон говорят по-корейски, и от этого Артуру немного не по себе, однако друзья детства не просто понимают, что он рядом, они знают, что он большая часть жизни Норы. Хэ Сон влюбился в юную Ен На за ее решительность и амбициозность. Увы, эти черты характера увели от него возлюбленную. И они же привели Нору к осуществлению многих ее стремлений и обретению Артура, человека, рядом с которым она счастлива.
Мама Норы в фильме говорит: "Даже когда ты что-то оставляешь позади, ты что-то приобретаешь". Очевидно, герои картины, так или иначе, прошли через серьезное потрясение, каждый из них что-то потерял. Но и с пустыми руками не остался – персонажи разобрались в своем прошлом, настоящем, будущем, испытали чувства, которые оставили неизгладимый след, шрамы в душе и на сердце. И всё же, встреча в Нью-Йорке всех их сделала лучше. А такой итог, соответственно, делает одной из лучших всю картину. Может, главный приз "Прошлым жизням" и не светит, куда важнее то, что "Оскар" навел на ленту дополнительный луч прожектора, и ее увидело больше зрителей.
Надеюсь, вам фильм тоже понравился – о всех своих чувствах смело высказывайтесь в комментариях. Я же попытаюсь успеть осветить до церемонии еще парочку оскаровских претендентов. Если вам это интересно, заглядывайте на канал Киноведа в штатском почаще, текстов у нас много! А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там еще больше самых разных материалов. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, чаще признавайтесь любимым в своих чувствах, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: