РОКЛЯ с радостью представляет очередное эксклюзивное интервью продюсера, композитора, мультиинструменталиста и поэта Василия Шумова.
Ранее на канале были опубликованы: обзор творческого пути Василия Шумова и группы Центр (обзор "Введение в Шумоведение"), и эксклюзивные интервью маэстро (обзоры "Шумоведение (часть 1)", "Шумоведение (часть 2)", "Шумоведение (часть 3)" и "Шумоведение (часть 4)".
Интервью разделено на две примерно равные части: первая посвящена 10-летию альбома "Basustica", вторая приурочена к 30-летию центромании ведущего канала, и в ней обсуждаются самые разные вопросы, связанные с творчеством Василия Шумова и группы Центр.
Часть 1 – 10 лет альбому Basustica
1. Просьба кратко осветить техническую сторону записи Басустики – какие использовались бас-гитары, процессоры, звуковые эффекты, особенности микширования такой довольно необычной звуковой палитры.
В начале 2010-х у меня появился 5-струнный бас Ibanez SR1205E. Бас довольно приличного уровня. Тогда же у меня стали появляться мысли по поводу моего нового сольного альбома, который должен значительно отличаться от моих предыдущих сольников.
Однажды, сидя в своей студии, я размышлял над концепцией нового альбома. У меня на стене висело несколько гитар. Одна из них была эта Ibanez SR1205E. Глядя на этот бас, появилась идея записать новый альбом с использованием, по возможности, только этого баса. Таких альбомов у меня раньше не было. Чего у меня так же раньше не было на альбомах – это когда все песни я сочинил на бас-гитаре. Появилась концепция: новый альбом, песни для которого сочинил, исполнил и записал, используя только бас. В результате так и получилось: все песни для этого альбома я сочинил и записал на этой бас-гитаре Ibanez SR1205E. К басу добавлена драм-машина и сэмплерные эффекты. Иногда я использовал басовый мультиэффект Line 6 Bass POD. Все было записано и смикшировано в софте Apple Logic.
2. Главным мотивирующим фактором при создании альбома была обозначена эволюция бас-гитары. На взгляд Василия Шумова, эта эволюция стала возможна благодаря естественному совершенствованию инструмента и техник игры на нем, техническим возможностям, связанным с извлечением звука на бас-гитаре и его записью, или обоими процессами сразу?
Всё началось, на мой взгляд, в 1960-х с появлением в рок-группах басистов-технарей, чей арсенал игры на инструменте выходил далеко за общепринятые представления о роли и функции бас-гитары в ансамбле, а именно аккомпанирующего инструмента заднего плана. Бас-гитара становилась солирующим инструментом в группе, а некоторые басисты-виртуозы становились фронтменами.
Начиная с 1970-х годов и примерно до 2000-х, произошел эволюционный рывок бас-гитары. Во-первых, бас-гитаристы переняли и освоили многие технические приемы исполнения от гитаристов-виртуозов 1970-80-х годов. Появилось новое поколение высокотехничных басистов, что привело к появлению небольших фирм-производителей бас-гитар, заточенных под нужды этих виртуозных басистов. В бас-гитарах стали использоваться прочные композитные материалы, а новые конструкции колков позволяли исполнителю многократно менять строй баса по ходу интенсивного солирования. В результате бас-гитара стала самодостаточным инструментом, как рояль.
3. С записи Басустики прошло 10 лет. Как за это десятилетие продолжали эволюционировать бас-гитара как инструмент, ее звучание, техники извлечения и записи звука?
После 2010-го года, на мой взгляд, развитие бас-гитары пошло вширь. Бас-виртуозы стали создавать свои ютуб-каналы, проводить мастер-классы, выпускать туториалы. Проходили гастроли бас-сурпергрупп типа SMV (Stanley Clarke, Marcus Miller, Victor Wooten), у которых на сцене одновременно находилось 3 басиста-виртуоза. Начались самые разнообразные дискуссии о дивном мире бас-гитар.
Я имею в виду музыкантов, а не производителей бас-гитар и оборудования для баса. Если сегодня взглянуть на различные списки типовых басистов, то в них будут преобладать, как и раньше, участники знаменитых групп, а я, говоря об эволюции бас-гитары, имею в виду басистов, которые существуют как самодостаточные исполнители, такие как например, Michael Manring, который, на мой взгляд, значительно расширил горизонты бас-гитары за последние 30 лет.
4. Басустика создана с помощью 4-х компонентов/инструментов: драм-машина, голос, синтезатор, компьютер. Если немного пофантазировать о выпуске сиквела альбома, то он стал бы еще более минималистичным, или, наоборот, расцвечен более аналоговым звучанием гитар, клавишных и звуковых эффектов?
Думаю, что для меня тема погружения в мир бас-гитары отыграна. Если говорить о сиквеле, то это может быть проект, основанный на использовании драм-машины как основного инструмента на альбоме, композиции которого созданы на одной драм-машине. Такой альбом мог бы иметь рабочее название “Драм-машинистика”. Для движения в сторону этого проекта и исследования возможностей я создал в соцсетях сообщество “Съезд драм-машин”, в рамках которого планировались концерты с приглашением для участия в них энтузиастов драм-машин. Эпидемия ковида внесла коррективы, и концерты были отложены до более подходящих времен.
5. Некоторые обратили внимание на англоязычную транскрипцию в написании названия альбома – Basustica. С чем связано такое написание названия альбома?
У меня было несколько вариантов названия, которые отражали содержание альбома: “Басистика” или “Басгитаристика”. Но русские названия добавляли другие смыслы, типа “Мы в гостях у Бас-гитаристика”, или “Так выпьем же за нашего Басистика!”.
Поэтому я решил сделать название, как в энциклопедии растений, где их название дается по латыни. Например: Ромашка – это Matricaria. Так и появилось, как бы латинское, название Basustica.
6. Какие наиболее оригинальные мнения приходилось слушать/читать автору об альбоме?
Я получал отзывы по поводу песни “Телевизор Крым”. Суть отзывов была в том, что люди вспоминали как у них в детстве был этот самый черно-белый телевизор Крым, как они по нему смотрели футбол, что он барахлил, или вообще не работал.
7. Почему "День экскаватора", вещь с такой прекрасной идеей, это только миниатюра? Мне всегда казалось, что из нее вполне можно было сделать полноценную композицию (например, сделав второй куплет, а в припевы включить вероятные песенки из того, что мог слушать экскаваторщик по радио).
Начиная с первых записей Центра, я использовал формат миниатюры, в которую умещалось то, чего могло хватить на целую песню. В этом и есть прелесть миниатюры. Например в миниатюре “А мне нормально” из альбома Центра "Тяга к технике” (1984), есть три героя, условные она, он, и я. В определенный момент “Ей холодно, ему жарко, а мне нормально”.
Эту тему, где задействованы два парня и одна девушка, которые находятся в непосредственной близости на диване, можно развить из миниатюры в песню, в альбом, в фильм, в книгу. Но в этом и прелесть миниатюры, что она открывает для слушателя большое число интерпретаций, версий, додумываний. Недавно мне попалась на глаза статистика Тик-Тока на тему, какая оптимальная продолжительность должна быть у песни сегодня. Оказалось, что 16 секунд. Так что, мои миниатюры в чем-то опережали время и тренды.
Часть 2 – 30 лет моей Центромании
8. В Сети можно обнаружить фото, подписанное как «Василий Шумов на сцене ДК Чайка, 1975 год». Можно ли считать 1975 год началом творческой активности Василия Шумова, и что это был за концерт?
Мой первый ансамбль Синий электрический дождь мы с одноклассниками создали в школе, находясь под впечатлением и вдохновением посещений концертов подпольных московских групп, таких как Рубиновая атака, Удачное приобретение и других. Мы играли на вечерах в нашей и в соседних школах. Играли каверы Beatles, Rolling Stones, Creedence. Часть каверов мы играли в инструментальных версиях в стиле группы Shadows. Директриса школы нас гнобила, ей не нравилась атмосфера вечеров, где мы играли, и наши майки "в разводах", которые мы сами сделали.
Однажды ей нужно было срочно кого-то направить на районный смотр художественной самодеятельности школьников. У нее в школе самодеятельность была на нуле. Она попросила наш ансамбль поехать от школы на этот смотр и сыграть там несколько инструментальных композиций из нашего репертуара. Смотр проходил в ДК Чайка на Семеновской. Мы там успешно выступили. Вышли на сцену в протокольной синей школьной форме. Директриса получила благодарность райкома за отличную организацию школьной самодеятельности. После чего она от нас отстала.
Это фото было сделано в 1975 году, а наша группа Синий электрический дождь уже существовала около года.
9. «Мужчины» остаются единственной песней со сборника «Сделано в Париже», не исполнявшейся Василием Шумовым и группой Центр на концертах после возвращения к концертной активности на Родине. С чем это связано?
У этой песни есть 2 варианта: оригинальный из магнитофонного альбома Центра 1986 года и версия, в другой аранжировке, из альбома сделано в Париже 1989 года. Версию 1986 года Центр играл в концертах в 1986-87 годах.
Чтобы правильно играть версию со “Сделано в Париже”, которая более известна, нужна гитара Rickenbacker 620/12. Это 12-и струнка, которая имеет очень узнаваемый, индивидуальный звук. Это гитара звучит в песнях The Beatles, The Byrds и других знаменитых групп. Эта гитара редкая и дорогая. Чтобы ей обзавестись ради одной песни в концерте, пока таких мыслей не было.
Без Rickenbacker 620/12 звучание песни не будет как на альбоме “Сделано в Париже”, и поэтому песню "Мужчины" мы не рассматривали для включения в концерты.
10. Просьба осветить историю создания обложки альбома "Короли поэзии в трансе".
Этот альбом я создал в 1997 году в Лос Анджелесе, когда учился в магистратуре Калифорнийского Арт Института. Альбом не записал, а скорее скомпоновал на основе двух не пересекающихся друг с другом составляющих: андеграунд техно-музыка 1990-х, и стихи советских поэтов из сборника “День поэзии”. Из этого я создал альбом песен, в которых я ни сыграл, ни сочинил ни одной строчки, ни одной ноты. Сначала альбом я сделал в виде аудио CD-R, для которого на принтере распечатал вкладку с названием песен. С развитием Интернета появилась возможность выложить этот альбом для свободного скачивания на появившемся в 1999 году сайте группы Центр.
Соответственно, для размещения на сайте понадобилась обложка для этого альбома, которую сделал дизайнер Сергей Синцов, который оформлял многие альбомы группы Центр и Василия Шумова.
11. Как можно оценить основные достижения акции Содержание, и есть ли планы по ее продолжению?
Идея акции Содержание у меня появилась после просмотра в Москве всевозможных теле-огоньков по случаю встречи 2009 года. Я не видел эти огоньки лет 20, т.к. жил в Лос-Анджелесе. Мне показалось, что у всех этих музпрограмм есть одно общее, а именно отсутствие содержания и присутствие полной пустоты. Как будто кто-то специально постарался, чтобы содержанием многочисленных новогодних музпрограмм была пустота. Я подумал, что будет интересно сделать что-то по этому поводу, может что-то типа музыкальной акции.
Так появился первый альбом акции Содержание. Песни для него я написал сам и предложил их исполнить и записать знакомым музыкантам. Затем мы стали проводить т.н. “шоукейсы”, сборные концерты, где самые разные группы могли предложить свои программы в рамках акции Содержание.
Через год был выпущен второй сборник акции Содержание. Во время протестов 2011-12 годов по поводу нечестных выборов в Думу, проходили протестные акции и митинги “За честные выборы”. Одной из таких акций была “Контрольная прогулка писателей”, когда довольно большая группа литераторов прошла маршем от Пушкинской до Чистых прудов в знак поддержки митингов против нечестных выборов. Стали появляться вопросы, как музыканты могут показать, по примеру этой прогулки писателей свою солидарность с акциями За честные выборы. Тогда у меня появилась идея сделать музыкальный сборник “Белый альбом”, названного в честь альбома The Beatles 1968 года, двойного альбома с белой обложкой, и поэтому имеющего неофициальное название “White album”, в котором была полная эклектика стилей музыки. В наш “Белый альбом” могут войти музыканты самых разных стилей и уровней известности. Они могут прислать свои композиции для такого сборника, чтобы показать свою солидарность с акциями “За честные выборы”, а акция Содержание оказалась вполне подходящей точкой сборки для такого проекта. Эта моя идея многим понравилась. К проекту подключились журналисты, блогеры, новостные сайты. В результате, в течении 3-х недель в сборник “Белый альбом” поступило около 400 треков, которые публиковались в соцсетях и других ресурсах. Такого интереса и количества участников я не ожидал.
С тех пор прошло 10 лет. “Белый альбом” с тех пор существует в виде 30-ти избранных треков в SoundCloud.
Журналист и участник группы Звуки Му Александр Липницкий в те годы назвал свою авторскую радиопрограмму на Финам ФМ “Содержание”, которая имела много выпусков и была посвящена беседам о русском роке.
После “Белого альбома” у акции Содержание было несколько небольших культорологических проектов. Сегодня времена настолько изменились, причем не в лучшую сторону для свободного публичного музицирования, что строить планы для проектов акции Содержание как-то неуместно. 10 лет назад презентация нашего “Белого альбома” официально проходила в московском офисе Интерфакса, а такое теперь невозможно представить.
12. В 2011 зрителям была представлена композиция ГЛОНАСС, впоследствии не реализованная в студии. Что это за композиция, и почему она не была записана?
Композиция ГЛОНАСС была задумана как перформанс с участием зрителей на концерте. Идея композиции появилась после скандала в кафе на Патриарших, где слуга народа заявил по ходу разборок: “Мы находимся не в Европе. Мы находимся в жопе”.
Перформанс ГЛОНАСС на концерте Центра проходил так: я предлагал присутствующим в зале достать телефоны и если у кого есть ГЛОНАСС, то попробовать определить, где мы находимся. В то время было много жалоб водителей, что ГЛОНАСС в телефонах плохо работал, глючил. Группа начинала играть неспешную тему в режиме кольца. Примерно через минуту я спрашивал у зала, удалось ли им определить по ГЛОНАСС, где мы сейчас находимся. После чего я предлагал залу коллективно закончить фразу под ритм аккомпанемента: “Мы находимся не в Европе, мы находимся в ...”
13. Некоторые зарубежные артисты (например, Дэвид Гилмор, Роберт Плант, и другие) отказывались гастролировать в РФ по причине несогласия с политическим устройством страны (сейчас это почти все зарубежные артисты). Считает ли Василий Шумов, особенно в свете последних событий, такую позицию оправданной и рациональной? Кто в этом случае, по мнению маэстро, страдает больше – сами артисты, их поклонники или политический режим?
На мой взгляд, самым простым ответом будет Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году. В этой декларации прописаны 30 статей с глобальным определением прав, которыми обладают все люди.
Если у артистов есть какой-либо интеллект и совесть, то перед тем, как гастролировать в местах, где явно не соблюдается эта декларация, а таких стран сегодня десятки, можно посмотреть на себя в зеркало и ответить на вопрос: а мы вообще-то люди? Или мы нелюди, у которых на заднике сцены проецируется кредо «Мы играем везде за деньги и ништяки»?
14. Многим показалась странной презентация альбома «Культ еды» в музыкальном магазине «Дом культуры» в сентябре 2018, когда вместо композиций с альбома был исполнен один большой инструментальный джэм. С чем связан такой подход к презентации этого альбома?
“Культ еды” – альбом довольно концептуальный, но его идея основана на событиях реальной жизни. Я однажды присутствовал при разговоре за завтраком, где муж и жена серьезно обсуждали, что они будет есть на обед, достаточно ли продуктов в холодильнике. Во время обеда они же обсуждали, что они будут есть на ужин, не надо ли после обеда ехать в магазин за продуктами, чтобы закупить все нужное для ужина. Во время ужина обсуждалось, что мы будем на завтрак, и так, по кругу, каждый день.
После записи альбома я решил сделать видео инсталляцию по теме “Культа еды”. Эта инсталляция может демострироваться на выставке в галерее, а так же может сопровождать выступление Центра. Так и получилось, что презентация альбома “Куль еды” прошла в формате музыкального перформанса и видео инсталляции.
РОКЛЯ от всей души поздравляет Василия Шумова с Днем рождения, желает маэстро здоровья и творческих успехов, и благодарит за интервью!