Найти в Дзене
Текстовый реактор

И ничегошеньки ничего...

ЭЙНШТЕЙН И МАРГАРИТА. ПО ПЬЕСЕ ГЕЛЬМАНА «АЛЬМАР». Спектакль театрального агентства ENTRACTE. РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР МАРИН

С точки зрения исторической – всё держится на очень тоненькой ниточке. На мемуарах Павла Судоплатова, появившихся спустя 50 лет после описываемых событий, когда вдруг в общество была вброшена версия с «крутым» агентом НКВД Маргаритой Конёнковой (Воронцовой), добывшей Советскому Союзу все тайны «Манхэттенского проекта» – создания в США атомной бомбы.

Появились и доказательства: фотографии Маргариты с ученым, золотые часы в подарок и несколько любовных писем Эйнштейна вслед навсегда уплывающей от него во Владивосток русской любовницей вместе с мужем – скульптором Сергеем Коненковым.

Хорошо, если даже учесть что Альберт Германович не был допущен к этому атомному проекту (руководил всем Роберт Оппенгеймер) и помочь коммунистам не мог (правда, он якобы пристраивал в Лос-Аламос советских агентов – например, главного информатора русских о бомбе Клауса Фукса), но любовь вроде бы была точно? И про такую любовь и написана пьеса патриархом Александром Гельманом (здоровья, особенно после того, как месяц назад у Театра им. Пушкина его сбила машина) и поставлен Александром Мариным антрепризный, на двоих актеров – Алексея Серебрякова и Ксению Раппопорт – спектакль (премьера – июнь 2022).

И тут и начинается самое обидное. Ждешь чего-то необычного. Вспоминаешь реплику «дамы с лисой» из 17МВ: «В любви – я Эйнштейн!». Надеешься, что «эм цэ квадрат» полоснет по устоявшемуся и наскучившему. Но перед нами обычный, самый заурядный любовный треугольник. Да, фамилии известные: Коненков – его жена – Эйнштейн. Но толку-то!

Казалось бы: «Русский Роден» – «советская Мата Хари» со всеми инфернальными чертами булгаковской Маргариты – и гений всех времен и народов Альберт Эйнштейн. О! О! О! Сейчас взорвется небо и погаснут звезды, любовная лодка протаранит большой десантный корабль и гранатой разорвет на части «Эмбрайер» с солдатами удачи, вихрь страсти прорвет линию фронта и водрузит знамя на развалинах стратегически важного сарая, по крайней мере, избавит нас от пошлого быта и сексуальной рутины, от которых и бегут из своих Рублевок в театр зажравшиеся олигархи, готовые платить по 25 000 за билет, и даже рассчитывающие на новые впечатления бедные студенты, отрывающие от своего скудного завтрака скромные 7000.

Ииииииииииииии…. И ничего. Ожидаешь пусть не садо-мазо, непрерывных минетов, перверсий и камасутры, пусть не величайшей человеческой комедии/трагедии по всем девяти кругам любовного ада и рая, падений в пропасти и взлета в небеса, но… Но хоть чего-нибудь дайте! Придумайте с вашими двумя столами и двумя тазами (сценография тоже своя – Серебрякова тож) какой-то интересный ход. Но нет. Если вы за любовью, то рекомендую любую собачью свадьбу – там ее больше. Авторы, сами того не понимая, дали точную картину того, что ожидает зрителей, в самом финале, в точке расставания героев и последнего прости.

А лучше сделали бы это в первой же реплике:

-2

Именно это мы и увидим: встречу одинокого 66-летнего дворника и 49-летней усталой женщины.

Актеры-то хорошие, только им играть нечего. А нечего им играть потому, что на сцене ничего не происходит. Нет, там будет много разговоров, околонаучной казуистики, воспоминаний, а вокруг ключевого пункта/узла – расставания/прощания – начнется долгое распутывание запутанного клубка все новых и новых обстоятельств неминуемого.

-3

Следить за этим выкапыванием настоящей причины по-своему интересно, но… Обычное рядовое свидание, которых за 10 лет знакомства было множество, оказалось похоронами осязаемой любви. Разве на «выходе» перед нами не должны предстать другие люди, с другим психическим и личностным статусом, нежели на «входе»? Мне, как человеку старомодному, вспоминаются пьесы на двоих. Та же, например, «Старомодная комедия» Алексея Арбузова. Там же герои внутренне меняются. У них же состав крови становится другим. Пни прорастают новыми побегами.

-4

Это стихи Эйнштейна (автор перевода неизвестен), адресованные Маргарите. В этом маленьком стихотворном посвящении больше искусства, чем в увиденном спектакле.

А вот эпилог-предостережение приведу: «В случае атомной войны 30% жителей Земли погибнут от взрывов, еще 30% – от его последствий. А оставшиеся перебьют друг друга в борьбе за пригодные для обитания места».

P.S. Пошел на этот спектакль еще и потому, что меня возмутила оценка Александра Минкина (признан министерством юстиции РФ иностранным агентом). Хотел доказать, что он не прав. Но не получилось.

Вот его мнение (в сокращении):

-5

Леонид СОКОЛОВ