Роберт Журден в своей книге «Музыка, человеческий мозг и экстаз» в 1997 году указал на трудность ритмичной игры: «Часто говорят, что ритм - это наиболее «естественный» аспект музыки, поскольку он происходит от пульса, который мы находим в наших телах. Это наблюдение относится к разряду тех, что Земля - плоская, оно вопиюще очевидно и вопиюще ошибочно».
Ритм тиранил меня всю жизнь: например, в самом начале моих музыкальных занятий меня одарили и «прокляли» игрой в ансамбле. Едва усадив за фортепиано, едва убрав приставную скамеечку для ног, которые еще не доставали ни до пола, ни до педалей, меня стали вписывать в чей-то, не мой, музыкальный, звуковой и ритмический шаблон – это было и подарком, и проклятием одновременно. Когда педагоги и старшие коллеги-музыканты как на блюдечке с голубой каемочкой мне преподносили ритм, текстуру и мелодию, отрицательным побочным эффектом было то, что это воспринималось мной, как должное и, что очень важно, эмпирически, в общем и целом систему взаимодействия всех музыкальных элементов объясняли мало, больше показывая, «как надо». До какого-то предела это работало неплохо, я многому научилась с шести до тринадцати лет, развив и так от природы беглые пальцы и музыкальное воображение, шпарила 740 опус этюдов Черни, играла Детский уголок Дебюсси, я даже выучила Апассионату Бетховена, целиком, и таяла от интеллектуального восторга, исполняя ее для портретов моих предков и для серебряно-костяных рогов, висевших на стенах большой залы в нашем загородном доме.
Потом наступил переходный возраст. Рога из дома вынесли бессовестные грабители. Мой отец был тяжело болен. Мне дали выучить Наваждение Прокофьева, Вторую сонату и «Рондо о потерянном гроше» Бетховена, этюды Шопена прочно вошли в мой повседневный обиход. В моменты, когда педагоги торжественно удалялись, мне приходилось в одиночку разбираться с музыкальным скарбом в классе, пытаясь одновременно справиться с включившимися вдруг темпераментом: чувства и эмоции переполняли меня, концентрации внимания не хватало на разучивание элементарных пассажей «чисто», без помарок, эмпирические знания других людей о музыке уже не помогали, и мне пришлось учиться самодостаточности и «самонастройке» во что бы то ни стало, потому что я избрала музыку своей профессией.
Во время одиноких и, надо отметить, зачастую отчаянных занятий музыкой пришло понимание: не часы бездумной долбежки и повторения, а именно искусство мышления во время игры станет полезным помощником в преодолении барьеров. Это был долгий путь попыток уложить эмпирически полученные знания от разных людей в стройную научную систему, мной было прочитано немало книг на иностранных языках, потому что на русском мне не удавалось найти достаточно убедительного для себя автора. Хотя знания не дались просто так, оказалось, что многие аспекты в музыке гораздо проще и точнее, чем обычно нам их преподносят.
Мысленные эксперименты.
Как мы учимся оценивать и ценить мышление? Типичная ритмическая ошибка, которую делают многие из нас, - чрезмерная «раздача индульгенций», снисходительность: например, мы играем слишком длинные половинные ноты или четверти с точкой, не обращая внимания ни на то, как поделены доли в такте (так называемые «субдивизи» – а Вам лично кто-нибудь смог когда-то объяснить, что это вообще такое?), ни на общий ритм произведения. Чтобы решить эту проблему, следует использовать пару–другую простых правильных идей. Первая мысль, и самая важная, это - осознать, что мы начали замедляться. (Структура музыки очень плотная, к тому же соразмерно пропорциональная, поэтому неудивительно, что мы все склонны замедлять и ускорять.) Вторая мысль состоит в том, чтобы определить удары пульса более четко, и это не так просто, как кажется. Когда мы расплываемся в эмоциональном исполнении, мы рассчитываем на то, что удары пульса могут быть более свободными, не предельно точными, как под метроном. Но, вместо того, чтобы блаженно игнорировать реальность, мы все-таки должны помыслить рационально. Если пульс колеблется, надо задать вопрос, как мы его слышим. Если наши уши временно подводят нас, следует измерить пульс как-то иначе. Так же, как дирижеры создают жестами рук формы для пульса, так и нам может понадобиться что-то более специфическое и надежное.
Достаточно странно и может показаться детским неразумным лепетом, но мысль об отбивании пульсации только кистью руки при помощи зубочистки или просто указательным пальцем, как крохотные качели, при чем ни в коем случае не вниз-вверх, а вправо-влево создает картинку такой длины, жест такой легкости и точности, на которые я могу положиться, чтобы удержать себя на сложном пути метроритма. Музыкальное мышление позволяет создавать такие образы, и пульс при этом остается комфортно стабильным, даже когда в игре присутствуют «rubato» и «ritardando». Другими словами, пульс (метр) - неизменный, но он играет трюки с нашими мозгами. (Особо въедливые могут начать спорить об ударах пульса, колеблющихся от восьми до двенадцати метрономных меток, но, в более-менее медленном темпе хороший музыкант сочтет, что эта «вилка» между ударами пульса, эта текучесть – оптимальная цена красивого «rubato» или красивых переливов разных гармоний.)
Небольшой бонус дочитавшим статью до этого места: прекрасное упражнение на устойчивость восприятия и воспроизведения как можно более точной пульсации состоит в том, чтобы, избрав для себя какой-то промежуток времени за раз, дирижировать кистью руки, укладывая в этот раз сначала по 1 (раз-раз) удару, затем по 2 (раз-два), по 3 (раз-два-три) и так далее, при этом неважно, в какую сторону в разные моменты времени придется сильная доля (так называемый «раз»)– вправо или влево. Это чрезвычайно простое упражнение, если только Вы сможете сосредоточиться исключительно на нем и не думать больше вообще ни о чем, только считать и отбивать пульс. Потом, не теряя из мысленного виду эти «качельки», можно уже наложить на них и мелодию, и аккорды, какую угодно фактуру. И можно смело разучивать любое произведение: с таким ощущением пульса музыка в Вашем исполнении никогда больше не будет звучать механистично, опираясь на такую точность, Вы получите невиданную для себя ранее свободу и концентрацию внимания, а публика – интереснейший концерт.
Маленькая проблема с мышлением.
Музыканты впечатляют ловкостью своих пальцев, и особенно выделяются скрипачи - тем, что играют, интонируя на гладком без каких-либо отметок грифе, создавая прекрасные звуки из структуры, построенной на карточном домике (если сравнить с солидным строением рояля, колокольчиков и бас-барабанов.) Тем не менее, попросите скрипача или пианиста подумать о чем-то новом в момент, когда он играет, и внести всего одно или два изменения, и в игру вступят причуды ума. Когда профессор санкт-петербургской консерватории Елена Владимировна Шишко говорила мне, исполняющей фа диез минорную Прелюдию и Фугу из II тома ХТК Баха: «Не торопитесь, когда увеличиваете громкость, а то получается, что наяриваете», она не просто сотрясала воздух. Она дала мне мой первый собственный взгляд на самую хитрую вещь в музыке: мы исправляем одну ошибку и создаем сразу еще три. Это звучит депрессивно, хотя это - не то же самое, что заткнуть дыру в дамбе; в этом случае никто не собирается утонуть.
Тем не менее, следует смириться с этой дилеммой и создать технику мышления, которая превратит его (мыслительный процесс) в радость, а не в непосильное бремя. Ведь если мы заранее знаем, что смена всего одного пальца может изменить впечатление от целого пассажа, нам будет легче с этим справиться. Изменения создают побочные эффекты. План по устранению последствий в две или три попытки. Это - уже легкая часть. Сложной частью было осознание необходимости изменений и продумывание стратегий и способов решений задач.
Такой процесс музыкального роста явится наиболее приятной и плодотворной гранью нашей любви к музыке. По определению, ничто из того, что мы играем, не идеально сразу само по себе. Всегда есть обязанность, а в случае игры в оркестре или чтения с листа пианистом в ансамбле с солистом, срочная обязанность соответствовать преобладающей фразе, динамике и темпу. Изменение необходимо, а мышление - это средство, с помощью которого мы его достигаем. Мы не можем изменить или избавиться от этого обстоятельства, но мы можем принять его. Путь развития музыканта никогда не станет легким, но давайте будем продолжать улучшаться на этом пути.
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал "Музыка без границ" и нашу группу ВК, заглядывайте на наш сайт и, при случае, посещайте наши концерты в Санкт-Петербурге!
www.oaspb.ru #opera_atelier_spb #saintpetersburg_classical_concert