На заседании правительства Армении 29 февраля Пашинян милостиво принял в дар 20% акций ЗАО «МТС Армения». Собственником этого телеком-оператора совсем недавно стала оффшорная «Федилко Груп Лимитед», и она сразу после этого выразила неодолимое желание одарить правительство, которое, в свою очередь, передало полномочия по управлению своим пакетом акций аппарату премьера. Вспомним, что названной компании сначала было отказано в приобретении телеком-оператора, но потом настроения властей кардинально изменились, и причиной этого как раз и могло стать обещание безвозмездно отдать 20% своих акций правительству. Напомним, что до того своими долями в капитале компаний любезно поделились с правительством Зангезурский медно-молибденовый комбинат (ЗММК) и «Лидиан Армения» (эксплуатант Амулсарского золотоносного рудника)…
ПАШИНЯН НЕ ТАК ГЛУП, КАК КАЖЕТСЯ, А ПОТОМУ ЗАРАНЕЕ ПОДСТРАХОВАЛ СЕБЯ, заявив, что это «народ в лице правительства» стал участником компании, а не «сын дяди одного из членов правительства», как бывало прежде. Вряд ли он отдает себе отчет, что один вид коррупции ничуть не лучше другого – тем более, что должностные «дяди» все-таки выплачивали за доли в компаниях немалые деньги, а правительство вынуждает частных предпринимателей безвозмездно расставаться с частью своей собственности.
Понятно, что за подобными теневыми сделками стоят некие договоренности, о которых общественность узнает сразу после того, как Пашиняна отправят в отставку. Любвеобильные в отношении правительства Пашиняна собственники при смене власти молчать не станут. Что же касается того, что собственником становится «народ в лице правительства», то Пашинян уже давно путает свой карман с народным…
После этого Пашинян порассуждал на тему стимулирования участия граждан в управлении компаниями и переходу последних к организационно-правовой форме открытых акционерных обществ (ОАО), акции которых торгуются на фондовой бирже. Главное, по его словам, обеспечить прозрачность компаний по международным стандартам, а затем перенес эту тему на любимую почву налогообложения. Стало понятно, что целью и единственным интересом Пашиняна во всем этом является не развитие экономики, а сбор налогов максимально легким и незатратным способом.
Сама по себе идея стимулирования преобразования армянских компаний в ОАО и выхода на организованный вторичный рынок ценных бумаг не нова, однако ее реализация тормозилась, в частности, тем, что даже открытые АО не рисковали выходить на фондовую биржу, опасаясь стать, как под рентгеновскими лучами, слишком прозрачными и открытыми перед правительством. Особенно правительством, которое возглавляет совершенно непредсказуемый и самодовольный тип, склонный к волюнтаристским решениям.
Пашинян при этом шантажировал хозсубъектов тем, что, если они добровольно в среднесрочной перспективе не начнут преобразовываться в ОАО, то государство попросту установит для несогласных открыться один налоговый режим, а для ОАО – другой, более щадящий. «В долгосрочной перспективе мы должны вообще исключить существование таких (неоткрытых. – А.А.) компаний на рынке», - заявил он.
Идея Пашиняна, так сказать, «ломать тень» с фондовой стороны путем открытого акционирования компаний может показаться не более чем забавной – особенно если вместо эволюционного подтягивания АО к требованиям фондового рынка правительство будет применять административно-налоговый прессинг.
Становление цивилизованного рынка корпоративных бумаг – процесс сложный, и кавалерийскими наскоками его не построить. Тонкости фондового рынка и, в частности, требуемые для выхода на публичный рынок «белые одежды» подвластны и по размеру далеко не всем хозсубъектам. Процесс, конечно, может протекать активнее, но главным условием для этого всегда является степень доверия к властям. То, чего правительство Пашиняна не имеет по определению…
Подписывайтесь на наш канал!