Про оси движения самолёта, она же связанная система координат, или aircraft principal axes. За каждую ось вращения работает определённый элемент механики и фюзеляжа. Поперечная ось, “тангаж”, “pitch”: отвечает за направление носа вверх-вниз, необходимое при наборе высоты и снижении. Управляется рулём высоты, он же elevator на горизонтальных прихвостовых крыльях. Тут, кажется, всем из фильмов известно, что за это отвечает штурвал при движении к себе и от себя. Продольная (горизонтальная) ось, “крен”, “roll” и “bank”: отвечает за наклон крыла и управляется алиеронами, небольшими подвижными закрылками, которые поднимаются и опускаются в противоположном друг от друга направлении и управляются штурвалом. Нормальная (вертикальная) ось, “рысканье”, “yaw”: отвечает за поворот носа самолёта вправо и влево. Управляется через руль направления, или rudder. Этот руль связан с кабиной пилота посредством педалей и он же обеспечивает поворот самолёта при движении по земле (а не штурвал). Вот видео вс