Найти в Дзене

Как движется самолёт?

Про оси движения самолёта, она же связанная система координат, или aircraft principal axes. За каждую ось вращения работает определённый элемент механики и фюзеляжа. Поперечная ось, “тангаж”, “pitch”: отвечает за направление носа вверх-вниз, необходимое при наборе высоты и снижении. Управляется рулём высоты, он же elevator на горизонтальных прихвостовых крыльях. Тут, кажется, всем из фильмов известно, что за это отвечает штурвал при движении к себе и от себя. Продольная (горизонтальная) ось, “крен”, “roll” и “bank”: отвечает за наклон крыла и управляется алиеронами, небольшими подвижными закрылками, которые поднимаются и опускаются в противоположном друг от друга направлении и управляются штурвалом. Нормальная (вертикальная) ось, “рысканье”, “yaw”: отвечает за поворот носа самолёта вправо и влево. Управляется через руль направления, или rudder. Этот руль связан с кабиной пилота посредством педалей и он же обеспечивает поворот самолёта при движении по земле (а не штурвал). Вот видео вс

Про оси движения самолёта, она же связанная система координат, или aircraft principal axes. За каждую ось вращения работает определённый элемент механики и фюзеляжа.

Поперечная ось, “тангаж”, “pitch”: отвечает за направление носа вверх-вниз, необходимое при наборе высоты и снижении. Управляется рулём высоты, он же elevator на горизонтальных прихвостовых крыльях. Тут, кажется, всем из фильмов известно, что за это отвечает штурвал при движении к себе и от себя.

Продольная (горизонтальная) ось, “крен”, “roll” и “bank”: отвечает за наклон крыла и управляется алиеронами, небольшими подвижными закрылками, которые поднимаются и опускаются в противоположном друг от друга направлении и управляются штурвалом.

Нормальная (вертикальная) ось, “рысканье”, “yaw”: отвечает за поворот носа самолёта вправо и влево. Управляется через руль направления, или rudder. Этот руль связан с кабиной пилота посредством педалей и он же обеспечивает поворот самолёта при движении по земле (а не штурвал).

Вот видео всего этого процесса ☝️

Одна из золотых фраз в учебной авиации - “тангаж для скорости, мощность для высоты”. Интуитивно кажется, что чем выше поднимаешь нос (тангаж), тем выше летишь. При крейсерской скорости это работает, но при низких скоростях (например, при заходе на посадку) - нет. В таком случае, наоборот, вертикальный угол наклона носа отвечает за скорость, а мощность - за высоту. Если на безопасной высоте мощность и так на пределе, а скорость падает слишком быстро, пилоты могут выровнять нос относительно линии горизонта, убедиться в безопасности снижения и снизиться. Нос направлен вниз - скорость растёт. Но мощность при этом нужно убрать, чтобы не перегреть двигатель. 🤔

Такой вот аэродинамический эквилибриум 🧘‍♀️, который объясняет, почему при ветреных посадках пилот будет
удерживать все системы управления полетом, как воздушный акробат.

Эта информация пригодится аэрофобам, которые задаются вопросом, может ли самолёт держаться в воздухе при отказе сразу всех двигателей и сколько времени он протянет. В следующий раз об этом. 😉