В истории декоративно-прикладного убранства Петербурга и, как неотъемлемой его части, — искусных фонарей встречаются работы целых династий архитекторов, скульпторов и художников. В плеяде талантливых семей заметное место заняли потомки крепостного мастерового — архитекторы Горностаевы.
Отцом и дедом пятерых архитекторов Горностаевых был Максим Перфильевич Горностаев. Будучи крепостным тульского промышленника И. Р. Баташева, в молодости он обучался в Петербурге техническим наукам, впоследствии за «неусыпные труды» получил вольную и был записан в мещанское сословие. Среди заслуг старшего Горностаева было проектирование и строительство завода, 120 лет снабжавшего проволокой всю Россию. В нашем повествовании речь пойдет о работах двух зодчих из семьи Горностаевых — его сыне Алексее Максимовиче и внуке Иване Ивановиче. По рисункам этих архитекторов в XIX веке появились изысканные фонари и ограды у двух петербургских особняков.
В 1848–1850 годы бывшая усадьба поэта и государственного деятеля Российской империи Г. Р. Державина была перестроена для Римско-Католической духовной коллегии. Автором проекта перестройки здания и чугунной ограды с набережной реки Фонтанки стал архитектор А. М. Горностаев. Частью ажурной ограды с воротами на высоком цоколе, выполненной в стиле итальянского ренессанса, стал изящный фонарь-торшер. Богато украшенной растительным рисунком ограде был под стать шестигранный светильник на металлическом стволе-спирали, декорированном волютами и растительным орнаментом.
Плафон фонаря с изогнутыми кверху стеклами в сочетании с рисунком ограды вызывал ассоциации с католическими костелами и подчеркивал принадлежность здания римской общине.
Интересно, что кронштейном светильнику служила средняя часть решетки. И цоколь фонаря скорее имитировал опору, соединяя ворота ограды, которые при необходимости можно открыть для проезда на территорию внутреннего садика. В советское время внутри этого здания, на Фонтанке, 118 находились коммунальные квартиры, и ограда постепенно была разрушена. Лишь в 2002–2003 годах в результате реконструкции будущего музея-усадьбы Г. Р. Державина, по рисункам Горностаева была воссоздана и художественная ограда с фонарем.
Внук Максима Горностаева архитектор И. И. Горностаев был причастен к строительству особняка для короля чугунного литья и подвижника газового освещения Санкт-Петербурга Франца Сан-Галли. Напомним, что промышленнику и изобретателю Сан-Галли обязаны своим появлением едва ли не все фонари Петербурга второй половины XIX – начала XX веков. В 1869–1872 годах для своей семьи Сан-Галли выстроил на Лиговском проспекте роскошный особняк.
Автором проекта здания в стиле флорентийского палаццо стал архитектор К. К. Рахау. Два фонаря у парадного подъезда особняка, а также ограду сада в старорусском стиле, разбитого к 1881 году от Лиговки до Николаевской железной дороги, отливали по проекту И. И. Горностаева. Боковые стены входной группы с колоннами украсили два изящных восьмигранных светильника-бра.
Фонари на чугунных кронштейнах, декорированных излюбленными Горностаевыми волютами и растительным орнаментом, стали важной частью композиции особняка, усилив стиль и представительность дома предпринимателя. И все же в ансамбле особняка Сан-Галли в сравнении с выгодно выделяющей его оградой сада фонарям отведена скромная роль, как, впрочем, и в творчестве самого И. И. Горностаева. Чего нельзя сказать о фонарях авторства зодчего в уникальной мостовой композиции «Трехарочный мост» (Мало-Конюшенный и Театральный мосты) на реке Мойка. Эти фонари достойны отдельного рассказа, так что с творчеством Горностаевых в освещении Петербурга вы еще встретитесь.