Найти тему

Фильм и книга "Иные" 2024 — скорее пустые, сырые и тупые

Пятница — лучшее время для злопыхательства, по-моему. После того, как я потратил кучу времени на фильм и книгу, мне кажется, я имею права разнести их в пух и прах. А большего они и не достойны. Ведь это не произведение искусства, а литерный проект. То есть нечто, направленное на собирание денег.

"Букмейт" вместе с "Кинопоиском" решили срубить бабла, слепив из чего-то вроде "Люди Икс" и палок, некий литературный выкидыш. Который набросала Елена Войтович — режиссер, сценарист и оператор такого "гениального" фильма, как "Триггер. Фильм". А сам текст по сценарию сделала Александра Яковлева — филолог и писательница. Другие книги Александры не читал, поэтому сказать ничего, а вот "Триггер. Фильм" к сожалению, посмотрел, хоть и на перемотке. Лишний раз убеждаюсь, что прежде чем тратить время на сериал, нужно почитать про его создателей. "Литературный проект" — это не про искусство. Это как ПП рецепт полезного блюда, в котором нет калорий, жиров, сахаров и смысла. Для описания лучше всего подходит отрывок из песни Монеточки «Гори гори гори»:

Седое в джинсах от кутюр — абсурд, карикатура
Смешно:  в стране мультикультур закончилась культура
И  свет погас, и гроб готов, и мне клауд-грустно
В стране есенинских стихов закончилось искусство

Вся книга, как и фильм, состоят из плагиата, штампов и вымученных страданий наспех придуманных героев. Даже образы основаны на масс-культуре. Видимо, чтобы быть ещё более узнаваемыми.

Слева кадр из фильма "Иные", а справа картина Рене Магритта "Человек в котелке".
Слева кадр из фильма "Иные", а справа картина Рене Магритта "Человек в котелке".

Шутка, конечно. По мне, так скорее подойдёт вот такая иллюстрация:

Это не кадр из фильма, а сгенерированное с помощью ИИ изображение
Это не кадр из фильма, а сгенерированное с помощью ИИ изображение

Если кто-то ещё не встретился с "литературным проектом Иные" (даже название спёрли у Лукьяненко), вот краткое содержание:

До Второй мировой в Карелии жили брат с сестрой. У сестры обнаружились сверхспособности (какие именно — ни в книге, ни в фильме так и непонятно). Жители деревни испугались, кокнули их мать, а дети бежали. Потом долго и муторно переезжали с места на место, потому что сестра везде выдавливала из себя страшную силу и производила разрушения. Когда она накосячила в Санкт-Петербурге, их с братом наконец-то арестовали и запихали в застенки непонятного заведения, которое курировало ГПУ. Там над сестрой ставили опыты.

Параллельно этому есть боец "красной армии" Ваня, который влюбился в дочку большого чиновника ГПУ и, чтобы ему понравиться, а заодно замутить хорошую карьеру, соглашается отправиться на спецоперацию в Испанию. Там его отряд нарывается на иного (Нойманн), который заставляет всех застрелиться, используя гиперболизированную силу гипноза. Ваня чудом выживает, по крайней мере, автор нас долго в это убеждает. Возвращается в Советский Союз и бредит идеей найти человека, который заставил позастреливаться его сослуживцев.

Даже на этом этапе сюжет выглядит слабо и предсказуемо, но хотя бы более или менее логично. Дальше же начинается форменная ахинея. Нойманн собирает по Германии детей, чтобы сделать из них суперармию, и каким-то чудесным образом, не иначе сверхсилами, узнаёт, что в советской суперсекретной лаборатории проводят эксперименты над девушкой, которая якобы обладает суперсилами, хотя она их ещё никак не проявила. Случай с трамваем, из-за которого её, собственно, и упрятали в лабораторию не считается, так как связать её с разбитыми стёклами в трамвае довольно сложно. Если ты, конечно, не веришь в тёмные силы и прочее. А в Советском Союзе, как известно, в такое не верили. Только в науку и партию.

Так вот, узнав, что в застенках ГПУ содержат иную, Нойманн просто берёт и приезжает в Советский Союз. Его легко пропускают в суперсекретную лабораторию, в которой помимо бедной иной клепают советских суперсолдат.

Ой... забыл уточнить, что Нойманн является верховным магистром научного управления «Аненербе».

И он, конечно же, совершенно не напрягаясь, забирает девушку в Германию, попутно вылечив от рака начальника лаборатории. Не спрашивайте как, сам не знал, что гипноз лечит онкозаболевания. Но это же фантастика, хоть и хреновая. Видимо, поэтому возможно всё.

Дальше начинается вообще полная чушь, поэтому даже пересказывать не хочется. Фантастика быстро скатывается в дешёвую мыльную оперу, а персонажи начинают вести себя так, как хочется автору книги/сценария. Если это визуализировать, получится бесконечное поле роялей. В кусты они просто не помещаются.

Иные на поле роялей, творят что хотят - прям фантастика
Иные на поле роялей, творят что хотят - прям фантастика

Еле-еле досмотрев эту чушь, я подумал, что, наверное, кинематографисты накосячили. Надо почитать книгу. И с дуру прочитал. Ох, как бы высказаться без ненормативной лексики... Пишет Александра Яковлева хорошо. Владение словом присутствует. К сожалению, отсутствует всё остальное. Ощущение такое, что ни один реридер и редактор книгу в глаза не видели. Там несостыковок и откровенных глупостей ещё больше, чем в кино. Главная героиня, иная девочка из Карельской деревни, не только расшвыривает трамваи и останавливает пули своей силой, а ещё почему-то и сопротивляется гипнозу Нойманна. А дети, обычные дети, которых воспитывает Нойманн, обладают даром предсказывать будущее и видеть сквозь пространство.

В общем, давно не испытывал такого разочарования. Не смог сдержаться и не выплеснуть это из себя. Боялся, что несварение будет или ещё что похуже.

Читайте хорошие книги со смыслом и настоящими героями, которые способны чувствовать, а не только выполнять приказы автора, чтобы закрыть собой дыры в сюжете.

Подписывайтесь на мой блог "Смеклоф — будни писателя". Мы ещё не раз пройдёмся по плохим книгам. Нельзя же оставлять безнаказанными тех, кто бездарно убивает наше время.