В Москве состоялся пресс-показ и творческая встреча с авторами новой драматической картины Евгения Серова «Портной из Бруклина», которая в этом месяце уже вышла в широкий прокат.
Одну из главных ролей в ней сыграл знаменитый актер Сергей Пускепалис, который 20 сентября 2022 года погиб на 57-м году жизни в страшном ДТП на 201-м километре в Ярославской области.
Напомним, что микроавтобус Ford Transit вылетел на встречную полосу и врезался в грузовой автомобиль. Сергей Пускепалис и водитель Александр Синицын скончались на месте. Артиста похоронили 23 сентября 2022 года на городском кладбище в Железноводске рядом с родителями. 10 ноября прошлого года на могиле установлен памятник.
В чёрном плаще
С 2019 года Сергей Пускепалис был художественным руководителем старейшего в России театра драмы имени Федора Волкова в Ярославле. Тем не менее он продолжал активно сниматься.
Актер родился 15 апреля 1966 года в Курске. Его отец — литовец, а мама — болгарка из Молдавии. Летом маленького Сережу непременно отвозили к любимой литовской бабушке в Каунас.
В 1985 году Пускепалис окончил Саратовское театральное училище. Потом три года отслужил срочную службу в Североморске, в Военно-морском флоте СССР.
Вернувшись из армии, более десяти лет проработал актером в Саратовском театре юного зрителя. В 2001 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа на курсе Петра Фоменко.
В кино Сергей Пускепалис впервые снялся в 2003 год в любовной драме Алексея Учителя «Прогулка». А всего у него свыше полусотни ролей. Если говорить о фильме «Портной из Бруклина», то сюжет базируется на камерной пьесе Питера Суэта «Интервью».
Действие происходит в 1973 году в Нью-Йорке. Еврей из России Авдон (Ави) Московиц после освобождения из концлагеря в 1945 году уехал в Америку. Во время Холокоста он потерял жену и двух детей, а сам чудом уцелел.
Все, что у него осталось, это старший сын, которого он еще до войны отправил к дяде в Нью-Йорк. Оказавшись за океаном, Ави решил продолжить дядино портняжное дело, которое перешло к нему по наследству.
Однако бизнес идет не очень хорошо. Вся надежда на страховку, которая поможет рассчитаться с кредиторами. И вот в один из дней на пороге мастерской появляется неизвестный мужчина в черном плаще.
Представившись агентом страховой компании, Майкл Дарк ставит жесткое условие перед Авдоном: или он сейчас честно ответит на все его вопросы, или никаких денег не будет.
Историю нельзя переписать
Отвечая, старый портной стал юлить, чтобы обойти щекотливые моменты. Однако агент настойчиво задает Московицу одни и те же вопросы. В какой-то момент беседа превращается в форменный допрос.
И тогда Авдон не выдерживает: тяжелые воспоминания накрывают его с головой. Он раскрывает детали ужасного прошлого: расстрел жены Голды, малышки Шандель и маленького Менделя.
Спрятавшись в подъезде, молодой Московиц видит, как фашисты жестоко казнят его семью. Супруга и дети тесно прижимаются друг к другу, держась за руки.
И вдруг падают под автоматной очередью, раскрыв рты в немом крике. Свой первородный страх Ави не может простить себе все эти годы. Он часто вспоминает тот страшный день.
Собственное предательство перед родными житель Бруклина оправдывает тем, что остался жить ради старшего сына. Однако, пообщавшись со странным агентом, он понимает, что перед ним — настоящий ангел, который напоминает, что предательство всегда остается предательством, сколько бы лет не прошло.
Историю нельзя ни забыть, ни переписать. Она такова, какова есть. И сегодня те, кто бессовестно фальсифицируют прошлое, тем самым совершают предательство по отношению к тем, кто пережил ужасы войны.
Идею подсказала супруга
В «Портном из Бруклина» удивляет минимальный актерский состав. Но это вполне объяснимо. Как выяснилось, фильм создавался, когда планета была охвачена всемирной пандемией.
Большие съемочные группы тогда старались не собирать. Хотя кино все равно делать было нужно. С другой стороны, получилась прекрасная, по-настоящему камерная картина, в которой актеры великолепно раскрывают свой потенциал.
- Как родилась идея снять именно такой фильм?
- Тут вся заслуга моей супруги и соавтора Елены, - рассказал сценарист и режиссер-постановщик Евгений Серов. - Она мне посоветовала: «Сними историю об ангеле». С этих слов все и началось.
Почему я взялся за эту тему? Да, она нелегкая. И возникла не на ровном месте. Сколько бы сегодня не говорили о духовности, люди в основном борются за комфорт. Они перестают думать о чем-то важном и нужном в жизни. А общество без духовности обречено...
- Снимали в Нью-Йорке?
- В основном в Ярославле. Потом отправились в Болгарию. Там были построены большие натурные декорации как раз Нью-Йорка. Получился настоящий Бруклин.
Дома, улицы, светофоры, выход из метро. Как в 70-е годы прошлого века. Сейчас, конечно, уже все иначе. Мы целых полгода ждали, пока декораторы не закончат свою работу.
А финальную сцену снимали в Таганроге. Почему там? Был такой сериал «По закону военного времени». Мы с женой о нем вспомнили и подумали, что Таганрог очень подходит для нашей новой картины.
Тёплая атмосфера
- Актёров сразу нашли?
- Можно сказать — моментально. Никаких проблем с кастингом не было. Исполнители главный ролей Юрий Ваксман и Пускепалис как только прочитали сценарий, сразу согласились.
«Это я делаю, это моя работа» - коротко сказал Сережа. В любом случае, оператор, композитор, актеры — это всегда соратничество. Все работали над выполнением единой драматической задачи.
Мне как режиссеру здесь очень повезло, поскольку мои соратники влились в эту историю на равных. Никто на себя одеяло не тянул. Каждый четко и по-максимому выполнял свою задачу.
Хотя понятно, что каждый фильм — это новая компания. Особенно это касается актеров. Их нужно настроить. Я не хочу сказать, что тут все средства хорошо. Но на кого-то нужно даже цыкнуть, топнуть ногой.
А с кем-то можно просто пошутить. Все зависит от характера человека. Самое главное — добиться оптимального результата. А здесь, несмотря на серьезность темы, мы много смеялись.
Атмосфера на съемочной площадке была очень теплой и душевной. Сережа постоянно шутил.
Он, кстати, успел посмотреть фильм до своего гибели. Ему очень понравилось, хотя он не любил себя на экране. Но тут он себя не ассоциировал со своим персонажем. «Смотрел на него как-то отстраненно», - признался Пускепалис.