"Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе".
Джон Донн
Роман Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» (активная ссылка на книги автора) заслуженно вошел в список бестселлеров мировой литературы и сделал писателя богатым. Если кратко, то в произведении рассказывается история Роберта Джордана, молодого американского бойца который участвовал в гражданской войне в Испании против фашистского режима Франко. Джордан в качестве «динамитчика» (подрывника) должен бы выполнить задачу по подрыву моста, с целью не дать подойти подкреплениям противника.
Интересным фактом является, что прототипом главного героя романа был советский разведчик, с которым Хемингуэя познакомили в Испании в 1937 году. На тот момент советский майор Хаджи Мамсуров под именем македонского подпольщика Ксанти успешно руководил всем партизанским движением республиканцев. Хемингуэй быстро сдружился с Ксанти и его крайне заинтересовали рассказы о диверсионной работе. Они-то и стали основой романа «По ком звонит колокол». Кстати сам Хемингуэй впоследствии так и не узнал, что македонец подпольщик Ксанти на самом деле был советский майор.
Уехав из Испании, Хемингуэй поселился на Кубе в центре Старой Гаваны и здесь в 40 году из под его пера вышел «Колокол». Роман был настолько успешен, что Голливуд приобрел авторские права на книгу, и Хемингуэй легко смог позволить себе купить большое поместье рядом с Гаваной. Это место станет для Хемингуэя любимым на долгие годы.
Конечно нельзя сказать, что образ динамитчика Джордана полностью списан с Хаджи Мансурова, как и во всех книгах Хемингуэя в нем, прежде всего, отражены черты самого автора, его мысли и понимание окружающего мира.
В 1961 году Хемингуэй уехал с Кубы в США в свой дом в Айдахо. Первое издание «Колокола» он оставил на комоде, рядом со своей печатной машинкой. Вернуться назад ему не пришлось, но звуки его «Колокола» если хорошо прислушаться, слышны до сих пор…, а каждый для себя сам решит по ком звонит колокол?