Амбициозную идею железнодорожной магистрали между двух столиц оживил президент страны. Вспоминаем, как шло «пробивание дороги» для ВСМ в высоких кабинетах и почему ее строительство поставили на паузу.
Из Казани в Москву за 3,5 часа
Во время послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин обещал реализовать проект высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Казани. Причем с возможностью продления железной дороги до других точек страны.
— Первый маршрут между Москвой и Санкт-Петербургом пройдет через Тверь и нашу древнюю столицу Великий Новгород, затем будем прокладывать магистраль в Казань и на Урал, в Ростов-на-Дону, на черноморское побережье, в Минск, братскую Белоруссию, и по другим востребованным направлениям, — сообщил глава государства.
Уже после послания заместитель председателя федерального правительства Марат Хуснуллин поделился планами запустить движение по ВСМ Москва – Казань через пять лет. По «казанскому» проекту пока точных сроков нет. Интересно, что с магистралью до Северной столицы проект ВСМ Москва – Казань конкурировал уже с момента разработки. Так, в утвержденной правительством РФ стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года было три проекта магистралей ВСМ: Москва – Санкт-Петербург (ВСМ-1), Москва – Казань (ВСМ-2) и Москва – Ростов-на-Дону – Адлер (ВСМ-3).
О возможности строительства магистрали Путин заговорил в 2013 году. Причем проект должны были реализовать до 2024 года. «Наполеоновские» планы включали запуск по магистрали высокоскоростных поездов вместимостью до 700 человек. Они должны были развивать скорость до 360 километров в час. Расстояние от Москвы до Казани можно было бы преодолеть за 3,5 часа. Маршрут начинался от московского Курского вокзала и заканчиваться станцией «Восстание-Пассажирская». Пассажиропоток на магистрали — около 18,2 миллиона человек в год. Железная дорога должна была пройти по территории семи регионов — Московской, Владимирской и Нижегородскую областей, Чувашии, Марий Эл и Татарстана.
Из-за экономических санкций построить ВСМ должны были по китайским технологиям. Но с течением времени сроки реализация проекта, что называется, сдвинулись вправо. В 2017-м в правительстве РФ пришли к выводу, что к 2023 году магистраль смогут провести только до Владимирской области. Спустя год первый заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин объявил, что стоимость данного участка может составить 621 миллиард рублей. А занимавший тогда должность главы Миндортранса Татарстана Ленар Сафин предложил начать строительство магистрали не с Москвы, а с участка Казань — Нижний Новгород.
Однако в 2019 году проект заморозили. Сообщалось, что против строительства выступил глава федерального Минфина Антон Силуанов и власти решили вернуться к строительству ВСМ уже между Москвой и Санкт-Петербургом. Вице-премьер Хуснуллин объяснял данное решение высокой стоимостью магистрали и неопределенностью с пассажиропотоком. По предварительным данным, общая стоимость строительства скоростной магистрали должна была составить 1,7 триллиона рублей.
Новая железнодорожная магистраль обогатит татарстанцев?
Сразу после того как стройка «заглохла», глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что разочарован отсутствием ВСМ до Казани. Еще в 2013 году Рустам Нургалиевич сообщал, что строительство железнодорожной магистрали даст стране дополнительные налоговые поступления в различные бюджеты всех уровней в размере 174,6 миллиарда рублей во время строительства и 1,53 триллиона рублей на этапе эксплуатации за счет ускорения экономического роста крупнейших агломераций страны. Год спустя глава республики рассказал, что строительство ВСМ даст республиканскому бюджету 1,8 миллиарда, а прирост ВРП Татарстана составит 12,7 миллиарда рублей. Но потом сообщил, что рад заморозке строительства.
— Когда в ВСМ Москва – Казань нам отказали, я обрадовался. Три с половиной часа пути, они бы выкачивали наших людей. А вот эта дорога, M-12, нужна. Все равно там 6−7 часов ехать, — говорил Рустам Нургалиевич.
Еще при обсуждении перспектив строительства участка до Казани проект вызвал озабоченность среди экологов. Предполагалось, что железная дорогая может пройти по территории леса ООПТ «Лебяжье». На заседании совета по правам человека при президенте РФ было отмечено, что реального обсуждения проекта с казанцами, как и с жителями иных районов Татарстана, не было. И совет порекомендовал строить магистраль в обход леса.
В прошлом году появились разговоры, что возведение магистрали могут возобновить. Тогда глава РЖД Олег Белозеров подтвердил, что строительство ВСМ от Москвы до Казани в планах есть. И президент Путин сказал, что время для появления дороги пришло.
Минниханов в 2014 году заявил, что не нужно заканчивать на Казани, магистраль нужно растянуть до Урала. И к этому мнению в московском Кремле, похоже, прислушались.
Автор: Рамиль Акберов