Британская тяга к чаю возникла в результате лобового столкновения между китайским вечнозеленым кустарником и британскими имперскими амбициями.
Хотя в Китае чай употребляли на протяжении тысячелетий, именно жажда Британии к богатству и власти привела к развитию мировой чайной промышленности. Ост-Индская компания сыграла ключевую роль в этой истории: от начала торговли чаем из Кантона в Великобританию до трансплантации чайной промышленности из Китая в Британскую Индию и, в конечном итоге, до появления чая как напитка для массового потребления.
Ост-Индская компания в Кантоне
Первоначально учрежденная в 1600 году Елизаветой I, Ост-Индская компания (ОИК) обрела самостоятельность после получения более всеобъемлющей хартии в 1657 году. Будучи недавно созданной акционерной компанией, одним из основных аспектов ее бизнеса был чай. С 1713 года ОИК основала торговую фабрику в китайском порту Кантон и приступила к работе.
Первоначально чай был предметом роскоши, доступным только британским высшим классам. Однако после резкого роста торговли и значительного увеличения поставок в Европу цены постепенно упали. К концу 18 века чай стал обычным предметом массового потребления в Британии.
По мере того как спрос на чай в Европе рос, совместные усилия Ост-Индской компании, а также контрабандистов, частных торговцев и владельцев магазинов сыграли решающую роль в формировании нации любителей чая на Британских островах.
Чай для широких масс
Вскоре чай стал доступен среднему классу и в течение 18 века стал обычным явлением на полках британских бакалейных лавок. В 1717 году Томас Твининг, бывший сотрудник Ост-Индской компании, открыл первый в Лондоне магазин чая, заложив тем самым основы заветной британской традиции послеобеденного чаепития.
Рекламщики продвигали прекрасный и экзотический чай как изысканный способ скоротать время для приличного общества. Тем не менее, в целом высококачественный чай все еще не был доступен массам общества по ценам, которые они могли себе позволить.
Это привело к бурному развитию подпольной торговли чаем. Использованные чайные листья были в наличии. Терн, бузина и обжареные листья также выдавались и продавались как «чай». Самое главное, дешевый черный чай, закупаемый в Кантоне Шведской Ост-Индской компанией, смешивался, упаковывался и контрабандой ввозился в Великобританию для удовлетворения потребностей масс.
Великое британское чайное ограбление
Несмотря на свой энтузиазм в продаже и употреблении чая, в начале 1800-х годов европейцы обладали лишь ограниченными знаниями о выращивании чая. В то время считалось, что северный Китай является исключительным центром выращивания чая.
Однако восприятие быстро изменилось, когда в 1820-х годах британский солдат наткнулся на дикий чай, растущий в Ассаме, недалеко от границ империи на востоке Индии. Британские власти быстро (и насильственно) аннексировали заселенные чаем территории и подготовили почву для создания «британской» чайной промышленности внутри империи. Британская чайная промышленность в Ассаме была наконец создана благодаря примечательному акту корпоративного шпионажа. По заказу Ост-Индской компании, молодой шотландский ботаник Роберт Фортьюн отправился в северный Китай с заданием украсть секреты выращивания китайского чая. Замаскировавшись под китайского торговца по имени Синг Ва, Фортьюн собрал бесценную информацию и перевез тысячи семян черного чая в Индию. Его действия навсегда изменили чайную индустрию.
Индивидуальность в чайной чашке
К 1890-м годам британцы в основном пили чай, выращенный на территории империи, по доступной цене. Маркетологи использовали массовую рекламу и яркую упаковку, чтобы заявить, что «британский» чай - современный, полезный, чистый и патриотичный. Самое главное, чай однозначно считался «британским».
После опиумных войн антикитайские настроения были высокими. В этом контексте британский чай продавался как «чистый», в отличие от китайского, который, как говорят, был «грязный» и пропитанным «потом и грязью» китайских рабочих.
Таким образом, формирующиеся отношения, поведение и ритуалы, связанные с потреблением чая, были установлены в контексте империи. В форме торговли чаем переплетались империализм и консюмеризм, создавая новую потребительскую общественность. Британская идентичность все больше заключалась в потреблении чая.
Хорошая чашка чая
К 20 веку чай стал неотъемлемой частью британской идентичности. Примечательно, что во время первой и второй мировых войн чай изначально был освобожден от нормирования, такова была его важность для морального духа. Чаепитие во время войны также помогало британским солдатам оставаться в боевой готовности, пить воду и воздерживаться от употребления алкоголя. В отличие от них, Джон Леннон и Йоко Оно пили чай в постели за мир.
От Безумного Шляпника из «Алисы в стране чудес» до таких знаковых фигур, как Мэри Поппинс и Жан-Люк Пикард из «Звездного пути», многие из самых любимых персонажей Британии являются страстными любителями чая. Джордж Оруэлл однажды заявил, что «чай - одна из опор цивилизации в этой стране».
За три с половиной века чаепитие стало повседневной частью жизни миллионов британцев. Пл статистики на осень 2023 года в Соединенном Королевстве ежедневно выпивается 165 миллионов чашек чая.