"Быть независимым – значит идти не тем путем, который диктует инвестор. Но в последнее время понятие Independents стало в Голливуде коммерческим штампом" - цитата Джармуша
"Бизнесмены считают картину провальной только потому, что вложили в нее слишком много денег. Не надо сотен миллионов долларов, чтобы достигнуть чистоты экспрессии" - цитата Джармуша
"Из фильма видно, что люди, встречаясь, чтобы обсудить проблемы за кофе с сигаретами, часто не слышат друг друга и фактически разговаривают сами с собой?
— Именно! Это все из нашей жизни. Раньше в Нью-Йорке лишь изредка можно было натолкнуться на ненормальных, чаще всего бездомных людей, которые разговаривают сами с собой. Теперь же подобное наблюдаешь сплошь и рядом. Какие-то странные прохожие, которые ведут беседу, приложив что-то к уху. Мобильные телефоны! Я ненавижу мобильные телефоны» - из интервью Джармуша
Мы живем в мире, в котором люди разучились разговаривать. Люди не понимают других, ведут разговоры ни о чем, только лишь чтобы заполнить трепом возникающие паузы. Спорное утверждение, не так ли? По крайней мере, такое мнение у самобытного американского режиссера Джима Джармуша, кино которого выбивается из голливудских жанровых канонов.
Джармуш – создатель специфичного экранного пространства, лишь напоминающего привычную Америку, но населенного непривычно малым числом странных людей (а то и вовсе пустынного), насыщенного особой, планетарной, атмосферой, очищенного от дыхания человеческой массы и открытого одинокому герою, чужому, иностранцу. Психологическое одиночество чужих в мире – главная тема творчества режиссера. Фильм «Кофе и сигареты» можно считать «визитной карточкой» режиссера. О нем мы сегодня и расскажем.
Фильм создавался много лет – с 1986 по 2003. Почему так долго? Потому что это не традиционное кино в нашем понимании, а 11 короткометражек, соединенных в фильм-сборник. По словам самого Джармуша – это сборник коротких историй, который притворяется полнометражным фильмом, или наоборот. В фильме относительное единство места: бары Нижнего Ист-Сайда Нью-Йорка, в которых собираются курильщики и любители кофе.
В фильме принимали участие друзья и знакомые Джармуша, в основном актеры (Роберт Бениньи, Альфред Молина, Билл Мюррей, Кейт Бланшетт) и музыканты (Игги Поп, Том Уэйтс, брат и сестра Уайт, рэперы Wu Tang Clan), которые, выступая от самих себя, импровизировали на заданную тему.
Именно этот фильм может служить эмблемой стиля этого режиссера: черно-белое изображение, обычные люди в обычной среде, но в необычном контексте – в данном случае им нужно что-то придумывать (например, развитие заданной темы для разговора).
Черно-белая картинка не случайна. Она олицетворяет главных героев фильма – кофе (черный) и дым сигарет (белый). Противостояние цветов возникает и в рисунке шахматной доски, который часто заметен на столиках. Вообще режиссер любит тему дыма. Еще в его «Мертвеце» (фильме 1995 года) была проведена связь между курением различных веществ жителей Нью-Йорка и традициями индийских племен. Обе культуры находят общий язык на почве smoke – культуре курения и сопутствующих галлюцинаций. Сам Джармуш говорил, что «Сигареты напоминают о смерти».
Тема смерти и радости от курения, как и от кофеина, часто звучат в фильме. Их употребление гораздо осмысленнее, чем происходящие между ними разговоры. А о чем они говорят?
О злобном двойнике Элвиса Пресли и катушке Теслы, о нежелании идти к дантисту и о вреде кофе на завтрак. Вы встретите там новеллу про успешную женщину, которая пытается откупиться от своей родственницы, чтобы не разговаривать с ней; актера, мечтающего о родстве с легендой и другие забавные эпизоды, в которых люди выдают свое лицемерие, прикрываясь пустыми фразами.
Кроме героев, ни в кадре, ни за кадром больше никого нет: какой эпизод не взять, столик, за которым сидят герои, всегда оказывается единственным, да и звуков присутствия других людей мы тоже не чувствуем. Такая отгороженность персонажей, интересующих режиссера, не просто прием – она знакова. Персонажи фильма только внешне соответствуют любым возможным посетителям кафе, баров и т.п. заведений, а по своей сути они – другие. Режиссер не просто выводит их из привычного ряда – из всех этих пар он формирует другой ряд, некий общий для всех виртуальный ресторан (бар, кафе), превращая персонажей жизни в персонажей фильма, прототипы – в образы, в типы жителей современного мира.
Эпизодность фильма характерна. Желание приблизиться к жизни, к реальности, понятой как череда мелких, незначительных и, на первый взгляд, взаимонесвязанных действий, решений и поступков, из которых, впрочем, и состоит жизнь – вот цель режиссера.
Последняя новелла закономерно заканчивается смертью (или сном), происходящей в таких же бесполезных разговорах. Неслучайно в новелле упоминается произведение Густава Малера на стихи Фридриха Рюккета:
"Я потерян для мира,
В котором погубил так много времени,
Он так давно обо мне ничего не слышал,
Может быть, он думает, что я уже умер.
Мне совершенно безразлично,
Считает он меня умершим или нет;
Я не стану возражать против этого,
Потому что я действительно умер для мира.
Я умер для людской суеты
И обрел покой в тишине.
Я живу один в моем небе,
В моей любви, в моей песне"
Только смерть может избавить нас от мирской бесполезной суеты? А Вы как считаете?
P. S. Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал в телеграмм. Там Вас ждет много разнообразного контента об искусстве в прошлом и настоящем:
Если же Вы сами хотите начать творить красоту (в дизайне, фотографии или любой другой области), то смело заходите на наш сайт, где мы подберем Вам специальную программу обучения: