Петрозаводский поезд приезжает из Москвы на станцию Сортавала около восьми утра. В нос бьет резкий запах мазута или какой-то химии. Спрашиваю у экскурсовода: «Что это?». Говорит, что не знает нужно у мужа спросить. Он работает на станции. Наверное для обработки вагонов. Это не удивительно в таком месте. Но удивительно, что на вокзале.
Здание вокзала относительно новое. Построено в 2000 году. Во всяком случае не столетнее, а уже из новой России. Прежде деревянное горело несколько раз. Сегодняшний вокзал построен в стиле лютеранской кирхи.
Финляндия здесь повсюду. Сортавала, наверное, самый нерусский город из всех. При том, что это Россия. Наша земля. Намоленное. Именно из этого города паломники едут на Валаам.
Сейчас пристань на Валам бесконечное снежное море. Наверное о таком писал Пушкин: «вся белешенька земля». Кстати, во время нашествия Наполеона лицеистов хотели эвакуировать в Карелию. Потом передумали. Хотя для этой дороги дворянским детям пошили заячьи тулупчики. Потом такой тулупчик подарил Пугачеву главный герой «Капитанской дочки». Не случилось Пушкину побывать в Сортавале.
А вот Александру Дюма, создателю знаменитых "Трех мушкиторов" удалось! Удивительно! Правда? Как занесло в Карелию французского писателя?
Хотел посмотреть Валаам и Рускеалу. Как и большинство туристов сегодня.
Мы отошли от вокзала. Над нашими головами водонапорная башня.
Туристам нравится. Финская и необычная. Ее построили в те годы когда Сортавала входила в состав Финляндии. Тридцатые годы ХХ века. Местным она кажется прозаической.
Здание лесничества недавно отреставрировали. Крыша блестит на морозе. Дом построен в стиле северный модерн в 1900 году архитектором Йоханом Алваром Окерманом. Хороший добротный финский дом. Когда-то здесь были магазин и гостиница «Пайвеля», в советские годы городская библиотека.
Рядом стоит паровоз и тут же стройка. На последней стадии находится строительство музея железнодорожного дела. В Сортавале все крутиться вокруг паровозов. А все из-за знамени ого «Рускеальского экспресса», который здесь ходит. Чтобы прокатиться на нем многие приезжают из Питера и Москвы, а бывает из Сибири и даже заграницы.
Сразу возле вокзала начинается квартал железнодорожников. Его начали строить с 1893 года. Тогда в город пришла железная дорога. Прогуливаемся по кварталу.
Финские дома поражают добротностью и неухоженной, так сказать «естественной» красотой». Тихие провинциальные улицы.
Деревянный русский север хотя бы и финском наряде. Поворачиваем за угол. И снова такое здание!
Покрасить бы этот дом! Цены бы ему не было! Как бы он заиграл. Какие благородные архитектурные линии. Но вот ценность и беда этих домов в том, что они внесены в программу сохранения объектов культурного наследия. Ремонтировать их сумма не подъемная. Вот и стоят потихоньку разрушаются.
29 марта 2024 президент РФ Владимир Путин сказал, что нужно устранить «явно избыточные и противоречивые требования, из-за которых порой памятник разрушается на глазах, о формально по закону оперативно принять меры не возможно».
Вот, пожалуйста, Сортавала. А ведь здесь до сих пор живут люди. И не могут даже нормальный ремонт затеять у себя дома.
Большой город находится через самый длинный в Европе мост. Архитектурный объект через озеро Ляппияярви, залив Ладоги.
Идем по мосту. Он закован в лед. Ветер с Лагоги сильный и пронзительный. В какой то момент, ветер просто начинает везти тебя по льду. По Ляппияярви с грохотом пролетают «лодки-сани».
Лед встал к концу зимы. Ладожское озеро замерзло. До этого дорога на Валаам была долго закрыта.
У моста два интересных здания. Одно гостиница «Сеурахуоне». Построено в 1909 году архитектором Онни Тарьянне. Эркки Хуттунен реконструировал здание.
Что интересно до сих пор отель. На углу с красивой башенкой стоит дом Карла Берга.
Многие годы этот угол на углу улиц Карельской и Ленина были сердцем Сортавалы.
Карл Густав Берг был первым бургомистром Сортавалы. Благодаря ему в городе появились тротуары, уличное освящение и озеленение. Он был успешным юристом, поэтому, здесь при нем появился первый суд присяжных. Говорят, что человек был замечательный.
А еще замечали его дом. После революции это здание продали молочному обществу, затем здесь было кафе, в советские годы магазин «Аленушка». В 1976 году дом сгорел. В 2020 году группа энтузиастов выстроила дом заново.
Теперь здесь можно увидеть как выглядел дом при царской России. Сегодня в доме Берга кафе и магазин. На прилавках знаменитые карельские калитки и другая выпечка, сладости.
Такое кафе, наверное, понравилось бы Александру Дюма. А в 19 веке он назвал Сортовалу убогий финским городишком среди скал. Ему не понравилась здесь еда и он поспешил покинуть это место.
Тем не менее он отмечал, что самый большой в жизни пятидесятилетний юбилей он встретил между Сердоболем (русское название Сортавалы) и Валаамом. Католик Дюма посещал Валаам не религиозной точки зрения, а в интересах совести. Как он отмечал, что он не хотел уехать из Петербурга не увидев Финляндии. Для французского писателя Сортавала финский город.
Дюма был в городе до Карла Берга. Вот такой дом Александру Дюма может быть приглянулся бы.
Построен во времена финского владычества над Сортавалой. Сегодня здесь почта России, а изначально это здание банка.
Удивительно, старинных зданий банков здесь пять. Вот такая богатая Сортавала была в начале ХХ века.
Вот, например, это тоже банк. Чудной купол в виде шприца многим навевал мысли о больнице, но нет, это еще одно знание банка.
Здесь тоже когда-то был банк. Красивое белоснежное здание построено близ Валаамского причала. Дом буд-то бы напоминает очертания корабля. Приглядишься, и здесь Финляндия наступает России на пятки.
Название магазина на финском. «Ярвикала» на русском означает большая озерная рыба. Правда говорят, что это сеть магазинов и кафе одна из лучших в Карелии.
Возле Валамской пристани построили новый дом. Стилистика поддерживает дух старой Сортавалы.
В этой новостройке сейчас продаются апартаменты с видом на залив Ладоги Ляппяярви. Цена всего ничего — девять миллионов рублей. Как вам? Дорого или дешево за Сортавалу?
Летом наверное здесь прекрасно. Кстати, на Ладожском озере как и на Байкале живут нерпы. Только они светлее и меньше сибирских собратьев. Поэтому они красуются на станции на которую прибывает знаменитый «Рускеальский ретропоезд».
Гудок паровоза последнее, что услышали в Сортавеле или Сердоболе. Последнее название было у города в царской России. И сколько еще тайн не раскрыло это место.
Русские этот город любят особой любовью. Сердоболь переводится как «шиповник». А у финнов Сортавала звучит как «власть черта». По легенде сюда ссылали раскольников из Валаамского монастыря. Но краеведы настроены решительно. Они просят не слушать чушь, и предлагают обычную версию для такого необычного города. Сортавала - это выжженная земля. Берег под пашню. Земля для города-сада.
Спасибо, что прошлись со мной по Сортавале. С уважением, Татьяна.