Найти в Дзене
Artemisia Studio

«Нет-нет, да и да» Что такое художественное объединение Дада.

Рауль Хаусман. Коллаж
Рауль Хаусман. Коллаж

Дадаизм-модернистскоехудожественноеи литературноетечение,
существовавшее с 1916 по 1922 год. В переводе с французского буквально означает «деревянная лошадка». Также оно имеет переносное значение бессвязного детского лепета. Тем не менее основатель движения, Хуго Балль, дает нам более точную трактовку термина в своем манифесте к первому дадаистскому вечеру в Цюрихе:

Дада – новое направление в искусстве. Об этом говорит уже то, что до сих пор никто ничего о нем не знал, а завтра о нем заговорит весь Цюрих. Слово «Дада» взято из словаря. Все ужасно просто. По-французски оно означает: конек, любимое занятие. По-немецки: адье, прощай, будь добр, слазь c моей шеи,
до свидания, до скорого!

Довольно любопытно, что дадаизм возник в разных странах примерно в одно
и то же время. Однако, согласно манифесту, родиной дадаизма считается швейцарский город Цюрих. Важно также отметить, что это направление возникло в 1916 году, в разгар Первой Мировой войны, которая стала катализатором возникновения этого абсурдисткого и бунтарского движения. В Цюрих съехались люди, в основном студенты и интеллектуалы, которые отказывались участвовать в войне, ведь он был вне военных действий. Местом сбора стало кабаре Вольтер, где Балль собрал вокруг себя единомышленников-интеллектуалов, где они и дали название своему движению, отвергающему логику, принципы капитализма
и выражающую иррациональность, эстетичную бессмыслицу — Дада.

Хьюго Балль в Вольтере
Хьюго Балль в Вольтере

Подобно другим течениям, дадаизм имеет своих предшественников, которые влияли на его развитие. Корни дадаизма уходят своими в период авангарда
до Первой мировой войны. Термин «антиискусство» (предшественник дадаизма) был придуман Марселем Дюшаном примерно в 1913 году для описания работ, которые вызывали сомнение в общепринятых определениях искусства. Кубизм, развитие коллажа и абстрактного искусства были факторами, которые помогли освободить движение от ограничений реальности и условностей.

Интересным фактом является, что в США в 10-14 годы возникло литературно- художественное движение, которое разделяло принципы дадаизма, совершенно независимо от Цюриха. Это движение не имело официального названия и не привлекало особого внимания. Однако к 1914 году оно приобрело значительную силу и авторитет в США, укрепившись в своих кругах.

Интересным фактом является, что в США в 1910-1914 годы возникло литературно-художественное движение, которое разделяло принципы дадаизма, совершенно независимо от Цюриха. Это движение не имело официального названия и не привлекало особого внимания. Однако к 1914 году оно приобрело значительную силу и авторитет в США, укрепившись в своих кругах. Причем глава американского движения-собрата, Фрэнсис Пикабиа, со временем станет серым кардиналом дадаистов, одним из главных его не только творческих и идеологических, но и финансовых источников. Конечно, не стоит также забывать, что и Марсель Дюшан был незаменимым компаньоном и соратником, известным своим провокационным произведением «Фонтан», в котором он исследовал границы искусства.

Марсель Дюшан со своим произведением «Фонтан»
Марсель Дюшан со своим произведением «Фонтан»

Одна из интересных черт Пикабии заключается в том, что он использовал свои деньги для популяризации дадаизма. Он издавал собственные публикации в дадаистском жанре, поддерживал связи со всеми представителями этого направления и сам создавал инновационные и порой шокирующие произведения, которые отражали реальность и вызывали у зрителей сильные эмоции. Например, в его картинах, таких как «Женщина со спичками», название прямо отображается визуально, без скрытых смыслов.

Френсис Пикабиа «Женщина со спичками»
Френсис Пикабиа «Женщина со спичками»
Франсис Пикабиа
Франсис Пикабиа

Тем не менее даже при условии придерживания одной идеологии глубинные понимания принципов Дада у его последователей отличались друг от друга, что по итогу сделало творчество дадаистов разнообразным и от того более интересным для изучения. Например, тот же Балль выдвигал концепцию «конструктивного анархизма», а в ответ на это другой последователь Тцар продвигал разрушение всего вокруг, в том числе и себя.

Подобные несостыковки делают определение задач дадаизма одной из сложных задач, поскольку, например, то же понятие «конструктивного анархизма», предложенное Баллем, очень противоречиво и абсурдно. Ведь анархизм, по своей природе, является деструктивным и разрушающим движением, которое не признает какие-либо социальные, идеологические или культурные каноны. Можно сказать, что идея Балля звучит как «созидание разрушения». В его работах развиваются фундаментальные концепции дадаизма, такие как понятие дадаистского примитивизма и стремление к творческой спонтанности, естественности и противодействию любым формам рутины в искусстве.

-6

«Как сбросить с себя все змеиное, склизкое, все рутинное, борзописское? Все нарядное
и приглядное, все примерное и манерное, благоверное, изуверное? Произнося: Дада. Дада - это душа мира. Дада - это гвоздь сезона...»

— из манифеста Хуго Балля

Дадаизм стремился разрушить смыслы предметов, чтобы создать пространство для экспериментов. В дадаизме отвечать «да» означает отвечать «нет». Поэтому абсурд стал важной частью дадаизма. Дадаизм хотел проявить себя во многих искусствах. Универсализм был характерной чертой дадаизма, художники смешивали различные виды искусства, создавая свои «дада-объекты». Поэтому дада предлагает новое понимание художника. Теперь художник мог объявить искусством любой предмет. Так поступил Марсель Дюшан, создав свой знаменитый «Фонтан» из писсуара. Это не было связано с эстетикой, а было просто рефлексией и выбором объекта из реальности, потому что спонтанность — это признак свободы. Также характерным для дадаизма было сочетание механических и биологических элементов в изображениях, как в работах Макса Эрнста и Ман Рэя.

Макс Эрнст «Император Убу», 1923
Макс Эрнст «Император Убу», 1923
Ман Рэй «Черное и белое», 1926
Ман Рэй «Черное и белое», 1926

Нельзя не уделить внимание техникам изложения авторской мысли дадаистов. Одна лишь техника коллажа имеет массу стилей.

1. Цюрихский коллаж. Стиль, который также называется случайным, был популярен у приверженцев, которые сочетали элементы без какой-либо системы. Например, Ханс Арп просто разбрасывал разноцветные кусочки бумаги на картон и приклеивал их так, как они падали. Таким образом, художники-дадаисты выражали главенствующее положение абсурда и антихудожественности.

Ханс Арп Коллажи, созданные
по законам случая
Ханс Арп Коллажи, созданные по законам случая
-10

2. Берлинский коллаж, также известный как манифестационный коллаж
и фотоколлаж, отличается сильной идеологической направленностью, выражающей протест против войны и буржуазного общества. Дадаисты из Берлина придерживались радикальных политических взглядов и призывали к разрушению старых социальных и эстетических норм. Особенностью их стиля стало использование фрагментов фотографий, которые они называли фотомонтажем, а себя – фотомонтажистами.

Рауль Хаусман «Художественный критик», 1920
Рауль Хаусман «Художественный критик», 1920
Рауль Хаусман «ABCD», 1923
Рауль Хаусман «ABCD», 1923

3. Кёльнско-ганноверский коллаж, также известный как поэтический, был популярен среди авторов работ, которые считали коллаж близким к поэзии. Подобно тому, как поэты используют слова, кёльнские дадаисты утверждали, что художники в коллажах используют материалы. Макс Эрнст говорил о том, что в коллажах сливаются различные реальности, и их сближение приводит к появлению поэтической искры.

Макс Эрнст «Китайский соловей», 1920
Макс Эрнст «Китайский соловей», 1920
Курт Швиттерс «Что-то или другое», 1920
Курт Швиттерс «Что-то или другое», 1920

В заключение можно сделать вывод, что дадаизм — это искусство, направленное против политики и буржуазности. Оно отрицает все реалистичное, эстетичное и духовное, имитируя поведение правящих классов того времени. В 20-м веке живопись стала главной сферой, которую захватил дадаизм. Художники, работавшие в этом направлении, часто использовали коллаж, объединяя различные яркие материалы, вырезки из газет и фотомонтаж.

Нельзя не отметить влияние дадаизма на современный дизайн. Так в рамках рекламной кампании бренда одежды Carven также были созданы коллажи, но только уже с использованием Adobe Photoshop.

-15
-16

Кроме того, по примеру Марселя Дюшана, стали переосмысляться каноничные художественные объекты. Подрисовав Моне Лизе усы, художник создал новый шедевр дадаизма. Такой прием использования известных картин в рекламных целях не новье, его активно используют.

Марсель Дюшан «Мона Лиза с усами», 1919
Марсель Дюшан «Мона Лиза с усами», 1919
Мона Лиза в рекламе Лего
Мона Лиза в рекламе Лего

Если говорить об известных современных последователях «конструктивного анархизма», то без сомнения это Дэвид Карсон, который создает потрясающие хаотичные коллажи, от которых невозможно оторвать глаз.

-19
-20

Получается, движение дада, возникшее в ответ на Первую мировую войну, состояло из художников, которые отвергали логику, разум и эстетизм современного капиталистического общества, и вместо этого выражали в своих работах бессмыслицу, иррациональность и антибуржуазный протест. Сейчас идеи Дада до сих пор имеет место быть в современном искусстве. «Дада принадлежит всем и каждому», а значит никогда не умрет.

Понравилась статья?

Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

Мы в Telegram | Наш сайт